Лошадь владимирский тяжеловоз: уход и содержание
Как ни странно, но в Российской Империи — крупнейшей конной державе своего времени — не было собственной породы тяжелоупряжных лошадей. На транспорте, в сельском хозяйстве и в армии обходились обычными верховыми или универсальными породами, тогда как в Европе для тяжелых работ привлекались специализированные породы. Лишь под конец XIX века в нашей стране всерьез занялись исправлением ситуации и приступили к выведению собственной тяжеловозной породы. И хотя порода лошадь владимирский тяжеловоз появилась в эпоху стремительной механизации, она всё равно сыграла весьма значительную роль в экономике тогда уже Советского Союза.
История лошади владимирский тяжеловоз
Несмотря на отсутствие полноценной тяжелоупряжной породы, потребность в таких лошадях царская Россия испытывала немалую. Отчасти этот спрос удовлетворяли универсальные рабочие лошади, среди которых особенно сильными и выносливыми считались животные, разводимые во Владимирском ополье. Этот природно-исторический регион обеспечивал сильными выносливыми лошадьми все ближайшие крупные города — Москву, Ярославль, Владимир и т.д.
Еще со времен Ивана Грозного здесь (а именно в Гавриловом Посаде) находился дворцовый конный завод, который в начале XVIII века занялся целенаправленным разведением тяжелоупряжных лошадей. Однако долгое время эти работы сводились к простой селекции, поэтому для ускорения результата в 1886 году была создана Гаврило-Посадская государственная заводская конюшня, которая наряду с разведением верховых лошадей приступила к созданию полноценной тяжеловозной породы. Для этих целей на завод были закуплены жеребцы иностранных тяжелоупряжных пород — французские першероны, бельгийские ардены и английские суффолки. В первые годы XX века в экспериментах также стали активно задействовать шотландских клейдесдалей, а с 1910-х гг. — английских шайров.
Работа селекционеров была направлена на скрещивание импортных жеребцов с местными беспородными кобылами, которые, как уже упоминалось, тоже обладали неплохими тяжеловозными качествами. Ключевой задачей такого скрещивания было закрепление у потомства богатырской мощи и великолепного экстерьера импортных родителей, а также хорошей приспособляемости и неприхотливости отечественных кобыл.
За несколько десятилетий экспериментов гаврило-посадский конезавод обеспечил практически полную замену рабочих лошадок на улучшенные помеси во всех окрестных хозяйствах, однако полноценной породы пока еще не было. Селекционная работа носила достаточно хаотичный и несистематизированный характер, и это продолжалось вплоть до 1930-х годов.
В 1936 году вся структура гаврило-посадского конного завода была реформирована и преобразована в Гаврилово-Посадский госплемрассадник. Была проведена систематизация полученных за долгие года результатов и типизация выведенных помесей. Одной из этих помесей и был владимирский тяжеловоз, но порода лошадей с таким названием появилась чуть позже. Потребовалось еще целое десятилетие на то, чтобы убедиться в стабильности основных характеристик породы. Лишь в 1946 году владимирский тяжеловоз был официально зарегистрирован в качестве новой породы лошадей в СССР.
Хотя середина XX века — это уже время активной механизации экономики и заката эпохи лошадей, владимирские тяжеловозы сыграли важную роль в послевоенном восстановлении экономики Советского Союза. В стране отчаянно не хватало тракторов и прочей тяжелой техники, которую, по меньшей мере, еще два десятилетия заменяли тяжелоупряжные лошади, применявшиеся не только в сельском хозяйстве, но также и в армии.
Описание лошади владимирский тяжеловоз
Лучшая отечественная порода тяжеловозов внешне очень сильно напоминает своих иностранных предков. Лошади получились крупными и массивными, значительно превосходящими по габаритам другие тяжеловозные породы, выведенные в России. Высота в холке достигает в среднем 165 — 167 см при обхвате груди в 198 см и обхвате пясти 23,5 см. Вес жеребцов составляет в среднем около 760 кг, кобыл — 585.
У владимирских тяжеловозов крупная голова с характерным выпуклым профилем, мощная шея и косая длинная лопатка. Спина заметно удлиненная, с довольно широкой поясницей и немного спущенным крупом. Одним из самых узнаваемых элементов во внешности представителей породы являются их крепкие костистые ноги с правильной постановкой.
Самой распространенной мастью владимирского тяжеловоза является гнедая, но вороные и рыжие кони также иногда попадаются. Шерсть достаточно густая, хотя и короткая, из-за чего некоторые особи сильно напоминают гигантскую плюшевую игрушку. У владимирцев на зависть большинству верховых лошадей также очень густые грива и хвост. Но и это еще не всё. Как хорошо видно на фото и видео, лошади владимирские тяжеловозы обладают пышной оброслостью ног, которая недвусмысленно говорит о том, что при выведении породы активно использовались британские лошади.
Все владимирцы от природы очень активны и энергичны, что является одним из ключевых признаков породы, перенятым от английских тяжеловозов. Однако эта энергичность не мешает лошадям оставаться в целом достаточно дружелюбными и вполне уравновешенными.
Несмотря на массивность и большие размеры, владимирские тяжеловозы достаточно рано созревают и готовы к размножению уже к исходу третьего года жизни. В этом же возрасте они вполне пригодны для полноценного использования в хозяйстве: для работы в поле или в качестве гужевого транспорта.
Рабочие характеристики владимирского тяжеловоза
Ввиду того, что владимирская тяжеловозная лошадь изначально создавалась для работы в поле и на транспорте, говорить о ее мясных или молочных характеристиках нет никакого смысла. Для этих целей их просто никто не использует. Основной интерес представляют как раз рабочие качества владимирцев.
Согласно официально зарегистрированным рекордам, взрослая рабочая лошадь владимирской породы способна за 5 минут преодолеть рысью 2 км с возом весом 1,5 тонны. Это же расстояние с грузом в 4,5 тонны лошадь преодолевает шагом за 13 — 15 минут. Разумеется, рядовую лошадь вне соревнований редко подвергают столь значительным нагрузкам, но потенциал породы очевиден.
При этом погодные условия никак не сказываются на работоспособности животного: в дождь, снег или жару лошадь будет послушно выполнять команды хозяина и делать самую тяжелую работу.
Уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз
Одной из причин, почему вообще было принято решение создавать собственную русскую породу тяжеловозов, вместо разведения импортной, была необходимость приспособить ее к предельно простым условиям содержания и низкокачественным кормам. И владимирский тяжеловоз в полной мере удовлетворил эту потребность.
Однако в любом случае уход и содержание лошадей породы владимирский тяжеловоз всё-таки предусматривает определенный минимум комфорта и сбалансированного рациона. Лошадь должна быть ухоженной. Также владимирский тяжеловоз любит свежий воздух, поэтому ему регулярно нужны прогулки. Не стоит забывать, что порода намеренно создавалась очень энергичной, поэтому для поддержания хорошего здоровья, эту лошадь периодически нужно подвергать физическим нагрузкам. Как минимум нужно давать ей возможность погулять в загоне.
Если животное и в самом деле регулярно используется для выполнения тяжелой физической работы, ему нужно повышенное внимание ветеринара. После трудового дня летом животное можно и даже нужно купать, то есть обдать теплой водой из шланга или ведра. А вот зимой разрешена только сухая чистка.
Что касается кормления, то кроме сена и травы, составляющих основу рациона, лошадь также нуждается в значительном количестве зерновых кормов и витаминах. Зерно содержит много энергии, так необходимой тяжеловозу для работы. Но перекармливать лошадь зерном не следует, так как это вызовет проблемы с желудком. В среднем стандартную норму зерновых для лошади в случае с тяжеловозом нужно увеличить в полтора раза: это и будет оптимальное количество.
То же самое касается и витаминов, без которых лошадь не в состоянии долго справляться с тяжелой работой. А учитывая габариты владимирцев, норма витаминов для них также должна быть увеличена.
Преимущества и недостатки владимирского тяжеловоза
Среди отечественных тяжелоупряжных пород, которых, к слову, не так уж много, владимирский тяжеловоз является одной из лучших, если не лучшей. Однако, как и всякая тяжелоупряжная порода, владимирец обладает комплексом характерных достоинств и недостатков.
К числу достоинств следует отнести:
- Отличную работоспособность. Перевозка тяжелых грузов и обработка «тяжелых» почв — именно то, для чего создавалась порода. И хотя сегодня для этих задач используется техника, в некоторых ситуациях владимирская лошадь может с успехом ее заменить.
- Хорошую выносливость. Тяжеловозу трудно тягаться с верховой лошадью в скорости, но вот в дальности переходов с телегой или санями ему нет равных. Причем владимирец способен работать без устали в любую погоду.
- Неприхотливость. В сравнении с иностранными тяжеловозными породами, владимирская лошадь готова довольствоваться элементарными условиями и простыми кормами.
- Великолепный экстерьер. Во внешности владимирского тяжеловоза присутствует по-своему грациозная и в то же время брутальная красота, которая нравится многим коневодам. Особый шарм этим лошадям придают пышная грива и роскошные «кисточки» на ногах. Из-за них лошади сказочно смотрятся, запряженными в карету или красивые сани. Из фото лошадей владимирских тяжеловозов получаются замечательные открытки и постеры.
Недостатки породы очевидны и характерны для всех тяжеловозов:
- Низкие верховые качества. Конечно же, как и всякая лошадь, владимирец может без проблем ездить под седлом. Однако соревноваться в скорости с чистопородными скакунами он не может. Впрочем, рядовому поклоннику породы это вовсе и не нужно.
- Большие габариты. В некоторых ситуациях это может создавать проблемы. Людям невысокого роста банально может быть неудобно сидеть верхом на столь массивной лошади.
Перспективы разведения владимирского тяжеловоза
Хотя в некоторых регионах нашей страны даже сегодня крестьяне иногда используют лошадей для обработки земли и еще чаще запрягают лошадей в телеги, о массовой необходимости в рабочих тяжеловозах говорить не приходится. В таких обстоятельствах владимирскую лошадь постигла участь многих других отечественных пород — катастрофическое снижение численности поголовья.
Хотя даже сейчас продолжается селекционная работа по дальнейшему совершенствованию породы, численность чистопородного маточного поголовья остается крайне низкой — около сотни маток и пара десятков производителей. Иными словами порода де-факто находится под угрозой исчезновения.
Однако перспективы у породы всё же имеются. Благодаря довольно нарядной внешности (именно над ее улучшением сегодня работают селекционеры) владимирский тяжеловоз отлично подходит для использования в туристическом секторе, в частности в сфере активного отдыха — конного туризма или спортивной охоты. Спокойный и уравновешенный нрав этих лошадок позволяет успешно задействовать их там, где в роли седоков часто выступают совершенно неопытные в верховой езде туристы.
Эффектная внешность владимирцев позволяет с успехом использовать их в городских парках, где горожане охотно катаются в нарядных каретах, запряженных этими красивыми лошадьми.
Кроме того, в последние годы в моду начали входить спортивные состязания с участием тяжеловозов. Причем соревнуются лошади не только в перетаскивании грузов, но и в классических конноспортивных дисциплинах, например, в скачках.
Породы лошадей тяжеловозов: особенности и описание видов
Тяжеловозы – группа самых крупных лошадей, отличающихся силой и выносливостью. Их издавна использовали для тяжелой работы в сельском хозяйстве и перевозки грузов.
В настоящее время кони незаменимы в сельскохозяйственных районах, где механизация затруднена.
Виды тяжеловозов и их описание
Существует несколько разновидностей отечественных и зарубежных пород.
Российские породы
На сегодняшний день известны 3 породы российских коней:
- советский;
- русский;
- владимирский.
В XVIII веке была выведена порода битюг, которая в начале XX века совсем исчезла.
Советский
Эта порода сформировалась путем селекции жеребцов из Бельгии (брабансонов) с российскими лошадьми тяжелых пород. Выведением занимались на Украине. Кони по высоте меньше брабансонов. Спина – не самая крепкая их часть, и даже суставы при скачках являются проблемными.
Габариты:
- рост в холке – 150-160 см;
- вес – 700-1000 кг;
- обхват груди – 180-200 см.
Окрас бывает рыжий, гнедой, чалый.
Владимирский
Конь был выведен во Владимирской области. Это самая крупная порода среди российских. Основные жеребцы-производители родом из Англии. Их скрещивали с кобылами, обладающими тяжеловесными качествами.
Лошадь наделена большой головой, широкой, но слабой спиной, слегка спущенным крупом, длинным хвостом. У владимирских коней гнедая масть.
Параметры:
- рост в холке – 165 см;
- вес – 800-900 кг;
- обхват груди – 200 см.
Русский
Порода сформировалась путем скрещивания тяжелых лошадей бельгийского происхождения (арденов) с русскими породами упряжных лошадей. Это животные небольшого роста с короткими, но сильными ногами, мускулистые.
Для породы характерны отменные тягловые качества, они способны передвигать груз значительно большего веса, чем их собственный. Кони хорошо переносят холод, неприхотливы. Особенность характера – покорность. Окрас допустим рыжий и чалый.
Параметры:
- высота — 145-150 см;
- вес — 600-800 кг.
Зарубежные породы
Зарубежных пород насчитывается в мире около 40.
Лучшими из используемых и разводимых до сих пор фермерами считаются следующие:
- австралийский;
- бельгийский брабансон;
- ирландский;
- французский першерон;
- английский суффолк;
- шотландский клайдсдейл;
- английский шайр.
Австралийский
Это основная порода, используемая фермерами Австралии для сельскохозяйственных целей (вспашки полей, транспортировки тяжестей). Порода участвует в конкурсах, где демонстрируется ее мощь и красота.
Отличительные особенности: мускулистое тело, короткие ноги с длинными волосами. Животные имеют разные характеристики длины, веса, роста на каждой ферме.
Важно! Австралиец не может жить в суровых климатических условиях.
Характеристики:
- вес – 700-1000 кг;
- рост – 170-200 см.
Бельгийский брабансон
Конь получил название от бельгийского района Брабансон и отвечает самым высоким требованиям, предъявляемым к тяжеловозам. Брабансоны начинали работать с 2 лет, в отличие от других тяжеловесов, которые «созревают» к 3 годам.
Параметры бельгийца:
- высота – 160 см;
- длина тела – 175 см;
- окружность груди – 217 см.
Это долгоживущие лошади. Как правило, из 22 лет жизни в течение 20 они используются на тяжелых работах. Другие плюсы животных – неприхотливость в еде и уходе, высокая плодовитость.
Интересно! Каждый год более 25 тыс. лошадей этой породы вывозятся в различные страны мира.
Ирландский
Эти лошади – универсалы. Они могут и работать, и участвовать в скачках. Кони хорошо двигаются по любой местности, неприхотливы в еде и редко болеют.
Цвета масти: серый, красный, черный. Они не массивны, но физически сильны. Рост коня составляет от 150 до 160 см.
Французский першерон
Эта французская порода выведена, как считается, в XIX веке. Но знатоки утверждают, что она использовалась гораздо раньше в рыцарских походах в конных упряжках. Название произошло от области Перше (так называются горы во Франции).
Першерон грациозен, подвижен и мускулист. Лошади при больших нагрузках могут работать продолжительное время. Они не восприимчивы к большинству болезней и прекрасно себя чувствуют в различном климате.
Параметры:
- высота – 160 см;
- длина – 168 см;
- окружность груди – 200 см.
Возможен серый или вороной окрас.
Английский суффолк
Суффолк выведен при селекции местных пород. Глинистые почвы Англии в далеком прошлом обрабатывались этой породой. Это покорное, но ловкое животное.
Представители породы наделены мощной шеей и туловищем с сильной задней частью. Окрас суффолка – это оттенки коричневого цвета. Лошади дружелюбны, живут долго.
Характеристики:
- вес – 800-1000 кг;
- рост – 700-1000 см.
Шотландский клайдсдейл
Клайдсдейл – шотландский тяжеловоз. Шотландец грациозен, силен и подвижен. Это настоящий «работяга».
Габариты:
- высота – 170 см;
- длина – 175 см;
- окружность груди – 200 см.
Английский шайр
Породы взяла свое название от английского графства. Высокий рост отличает ее от других разновидностей. Телосложение пропорциональное, конечности мускулистые, нижняя часть имеет длинный волос.
Шайр – одна из самых тяжелых пород лошадей, ее вес доходит до тонны (у некоторых особей до 1,5 тонн). Это сильное и послушное животное. Шайры способны буксировать сельхозтехнику благодаря своей колоссальной мощи и габаритам. Окрас лошадей встречается серый и чалый.
Характеристики:
- рост – 173-185 см;
- масса – 900-1200 кг;
- обхват груди – 215-255 см.
Особенности тяжеловозов
Лошади-тяжеловозы обладают рядом преимуществ и недостатков.
Преимущества:
- крепкие, мощные и красивые животные;
- не требовательны к питанию;
- легко адаптируются к окружающей среде;
- послушные и умные, их легко приручить;
- добродушный нрав;
- быстрая обучаемость.
Недостатки:
- не используются в спортивных соревнованиях;
- имеют сердце такого же размера, как и обычная лошадь, поэтому не переносят сильных кардионагрузок;
- у некоторых пород из-за огромного веса слабые суставы ног;
- проблемы с вынашиванием жеребят.
Правила ухода и кормления
Тяжеловозы хоть и считаются неприхотливыми, но нуждаются в особых условиях содержания.
Для ухода необходимы:
- Просторная конюшня с вентиляцией, окнами, бетонным или деревянным полом. Помещение должно быть чистым и сухим. Необходимо ежедневно производить санитарную обработку денника (убирать навоз и использовать чистую подстилку).
- Гигиеническая обработка лошади включает в себя чистку шерсти и копыт, уход за зубами, чистку и расчесывание гривы.
- Прогулки. Подойдет специально огороженная территория без ядовитых растений.
- Купание производится в теплом помещении зимой, в летний период подойдет водоем или мытье из водопровода.
- Правильное кормление. В сутки лошадь съедает 20 кг сена или травы, 2 кг отрубей, 9-10 кг зерна, 4-6 кг витаминизированных кормов (морковь или яблоки).
Особенности разведения
Тяжеловозов разводят в основном для сельскохозяйственных работ и на мясо. Во многих странах (например, Италии, Австрии, США, Аргентине) государство поощряет фермеров за развитие животноводства.
Также животных разводят для участия в конкурсах и ярмарках, где особи оцениваются по сложению и красоте.
Заключение
Разведение тяжеловозов требует больших усилий, заботы, опыта и преданности. Чтобы получить здорового жеребенка, нужно выбирать здоровых родителей. Успех породы зависит от заводчиков, которые должны внести свой вклад в производство качественных животных.
Выращивание лошадей-тяжеловозов как бизнес
Выращивание лошадей – это не самое простое направление деятельности, поскольку оно требует немалых денежных вложений и тяжелого труда. Этим «делом» стоит заниматься только в том случае, если у предпринимателя есть страстная любовь к этим прекрасным, грациозным, умным и преданным человеку животным.
Благодаря энтузиастам интерес к коневодству в Украине постепенно возрождается, и все большее количество людей вкладывают средства в создание миниферм, где разводят различные породы лошадей: для участия в спортивных состязаниях, для организации конных прогулок, для школ верховой езды и для такого популярного в настоящее время направления, как экологический туризм. Животное для туристических целей обычно выращивается в течение трех лет или покупается взрослым.
Что касается разведения лошадей для спорта (для этой цели берут, как правило, арабских скакунов), то процесс их подготовки занимает от пяти до шести лет.
Отдельное направление представляют рабочие лошади тяжеловесы, которых выращивают в основном для сельского хозяйства, где они ценятся за высокую работоспособность, мощную тяговую силу, непритязательность и выносливость.
По внешнему виду лошадей – тяжеловесов легко отличить от прочих изящных ездовых пород, поскольку они имеют не только внушительный экстерьер, но и, как правило, имеют более спокойный, дружелюбный и покладистый нрав.
Селекция и формирование тяжеловесов в отдельную породную ветвь началось еще в эпоху рыцарства и крестовых походов, когда облаченному в тяжелые железные доспехи всаднику понадобилась более крепкая и стойкая лошадь, способная нести не только человека, но и десятки килограмм боевого облачения. С этой целью создавались и постоянно улучшались характеристики тяжеловесов, представляющие мощную и управляемую боевую ” машину ” .
Позже тяжеловесных лошадей стали использовать для перевозки грузов и обработки полей, поскольку обычные ездовые породы плохо справлялись с этой тяжелой работой. С развитием промышленности именно эти лошади внесли неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства и мировой индустрии, участвуя во всех сферах деятельности человека, где требовалась семижильная сила и выносливость.
В настоящее время существует около десяти разновидностей этих пород.
Разведение лошадей – тяжеловозов
Если рассматривать разведение коней не как хобби, а как бизнес, то предпринимателю придется вложить довольно немалые средства в постройку конюшни, организовать вольер для выгула и тренировки лошадей, обеспечить животных кормами (желательно, чтобы недалеко от конюшни имелось пастбище), приготовить упряжь, инструменты и прочее.
Кроме того, придется тщательно изучить принципы содержания, ухода и рацион питания лошадей, определить особенности выращивания различных пород. Предпринимателю могут потребоваться также услуги ветеринара и зоотехника.
Содержание и уход за тяжеловесными лошадьми
Содержание тяжеловесных пород, благодаря их непритязательности мало чем отличается от содержания всех прочих пород.
Конюшню необходимо строить таким образом, чтобы на каждую лошадь в стойле приходилось минимум четыре метра квадратных площади. Помещение должно быть теплым, без сквозняков и при этом хорошо освещаться и проветриваться в любое время года.
Наиболее трудоемкой является работа по очистке конюшни от навоза, но ее следует производить регулярно.
Кормить лошадей следует в среднем около трех, четырех раз в день. В качестве корма чаще всего применяется свежая зелень, заготовленное заранее сено (в зимний период) или корма из силосной ямы, а также зерно (как правило, овес), комбинированные заводские корма, добавки и витамины.
Объем ежедневного корма следует соизмерять с породой и степен ью нагрузки на животное.
Следует помнить о том, что взрослая лошадь пьет достаточно много воды (до ста пятидесяти литров в сутки), поэтому заводчику следует позаботиться о поилках с чистой, свежей (но не холодной) водой.
Примечательно, что лошадь – тяжеловоз, должна регулярно испытывать силовые нагрузки, иначе она может заболеть. Фермеру необходимо помнить об этом.
Рабочие качества лошадей – тяжеловесов
За долгую историю разведения тяжеловозов, были выработаны определенные показатели и нормативы тяговой выносливости лошадей. Ниже приводятся параметры, по которым они определяются:
· Время доставки груза (рысью) на дистанцию два километра при силе тяги пятьдесят килограмм
· Время доставки груза (шагом) на дистанцию два километра при силе тяги сто пятьдесят килограмм
· Тяговая выносливость (дистанция, которую лошадь может пройти без остановки при силе тяги триста килограмм)
· Максимальная сила тяги, которая позволяет определить предельную степень силы (в килограммах веса груза), которую лошадь способна развить на короткой дистанции шагом
Наиболее популярные породы лошадей-тяжеловозов
На вид лошадей тяжеловесов легко отличить от всех прочих пород, благодаря мощному и мускулистому экстерьеру.
Как правило, все тяжеловозы имеют широкий круп, могучую спину, массивную голову и крепкие сильные ноги с крупными копытами.
Первой официально признанной породой тяжеловозов стала «Су́ффолькская» порода лошадей (лат. Equus ferus caballus), выращенная в Старом Свете более трех веков назад. Название разновидность получила благодаря графству Саффолк, где она и была выведена.
Примечательно, что данная порода, благодаря своему генофонду не только стала прародительницей большинства новых, в том числе современных пород тяжеловесов, но до сих пор сохранила свои первоначальные характеристики. «Суффолькские лошади» непритязательны, имеют добрый нрав и обладают уникальной выносливостью.
Практически в это же время, подобные работы проводили и селекционеры – коневоды стран Бельгии и Франции, благодаря чему появились такие популярные породы тяжеловесов, как: «Першероны» и «Брабансоны».
В настоящее время наиболее известными (помимо вышеперечисленных), являются следующие породы лошадей:
· «Шайр» (английская порода тяжеловозов)
· «Бельгийский тяжеловоз» («Арденская» порода тягловых лошадей)
· «Литовская тяжелоупряжная» (зарегистрирована в 1963 году)
· «Владимирский тяжеловоз» (зарегистрирована в 1946 году)
· «Советский тяжеловоз» (зарегистрирована в 1952 году)
Эти и другие тяжеловесные породы в настоящее время активно разводятся в Соединенных Штатах, Канаде, России и во многих европейских государствах. Их ценят за превосходный внешний вид, выносливость и уникальные силовые характеристики.
Среди лошадей тяжеловесов ежегодно проводятся специальные соревнования с целью выявления лучших представителей различных пород, которые включают дисциплины на определение выносливости и силы. Турнир определяет также наиболее послушных лошадей, поэтому эти соревнования весьма зрелищны и популярны.
Порода лошадей – Владимирский тяжеловоз: особенности, уход, содержание и разведение
В конце 19 века российские специалисты приступили к выведению местных тяжеловозов. Одной из первых и самых успешных пород в этом плане считается Владимирский тяжеловоз. Благодаря своим уникальных качествам и красоте порода снискала себе огромную популярность как среди профессиональных заводчиков, так и у фермеров-любителей.
История происхождения владимирского тяжеловоза
Выносливыми и сильными конями всегда славилась Владимирская область, которая поставляла животных в крупные города. И именно в этой области, в Гавриловом Посаде, находился конный завод, где селекционеры задались целью создать тяжелоупряжную породу местного производства.
Поскольку своих особей этой категории не было, пришлось закупить будущих родителей за границей. Из Франции были привезены першероны, из Англии поставили суффолских лошадей, из Бельгии — арденовских. Позднее активно в работах по селекции стали использовать завезенных из Шотландии клейдесдалей и шайров из Англии.
Перед специалистами стояла задача вывести мощную и красивую породу, гены должны были передаться от импортных родителей, но с другой стороны — новые представители должны быть сильными, выносливыми и легко приспосабливаться к различным условиям.
Только в 1936 году, когда принялись системно изучать различные помеси, был выявлен Владимирский тяжеловоз. Потребовалось еще 10 лет, чтобы довести его до ума и зарегистрировать официально в качестве новой породы. Так, в 1946 году в реестре появился Владимирский тяжеловоз.
Характеристика
Это один из самых крупных тяжеловозов в России. При первом знакомстве с ним поражают его габариты. Рост лошади может достигать 175 см — это высота в холке, а максимальный вес доходит до 1200 кг. Самцы крупнее самок. Жеребец в среднем весит около 760 кг, а обхват груди у него равняется 207 см. Кобыла соответственно весит около 690 кг, а обхват груди не дотягивает до 2 метров и составляет 196 см.
Пясть для тяжеловоза довольная длинная, она может достигать 30 см, в обхват — 23,5 см. По толщине пясти опытные коневоды судят о развитие костяка и крепости конституции.
Если говорить о масти, то львиная доля приходится на гнедую и рыжую, реже встречаются вороные и бурые лошади.
Внешний вид
Этого исполина трудно перепутать с другими породами. Высокий коренастый красавец с густой гривой и хвостом сразу же приковывает к себе взгляд.
Голова животного крупная, череп массивный, если рассматривать его профиль, то будет заметна горбоносость. Длинная, полная шея с ярко выраженным затылком, сильная и косая лопатка. Широкая грудь. Плечи животного мускулистые, спина длинная и широкая, круп — задняя часть туловища, немного опущена вниз. Копыта широкие, рог твердый и прочный.
Нижняя часть ног «одета» в белые «носочки» с пышной оброслостью. Шерсть очень густая, короткая, и придает животному сходство с громадной плюшевой игрушкой. Часто на голове и животе у животного можно увидеть белые пятна.
Характер
Несмотря на крупные размеры, лошади очень активные и энергичные. Нрав у большинства представителей уравновешенный, добродушный и дружелюбный. Движения у них свободные, с хорошим захватом пространства. Они прекрасно себя чувствуют в городской суете и на деревенских просторах.
Это непугливое животное. Они хорошо контактируют с ребятами, слушаются и подчиняются человеку, поэтому часто их задействуют для верховых прогулок, усаживая новичков в седло, для туризма и охоты.
Достоинства породы
Среди основных достоинств породы выделяют:
- Универсальность — лошадей используют не только по их прямому назначению — перетаскиванию тяжестей, работе на земле, но благодаря их грациозности они прекрасно подходят для верховой езды и спортивных состязаний.
- Они отличаются максимальной выносливостью и силой.
Недостатки
Недостатки у владимирского тяжеловоза также имеются, но их значительно меньше:
- Длинная и мягкая спина вкупе с плоскими ребрами проигрывает по физическим кондициям суффолским представителям. Казалось, эти «минусы» строения делают лошадь неповоротливой и не дают ей разбежаться, но на практике доказано обратное, конь с грузом в 1500 кг за 5 минут преодолевает расстояние равное 2 км.
- Низкая скорость передвижения из-за большого веса, если сравнивать его с другими тяжелоупряжными породами.
Содержание
Одной из причин, почему в Российской империи потребовалось выведение собственных тяжеловозов, а не закупка импортных лошадей, это необходимость приспособить коней к минимальным простым условиям и низкокачественной кормовой базе. Что и было сделано. Однако для Владимирского тяжеловоза все-таки стоит соблюдать сбалансированный состав и нормы питания и предоставить более-менее комфортное содержание, чтобы животное оставалось здоровым и сохраняло «рабочую» форму.
Лошади могут жить в деннике — изолированном помещении или стойле. При содержании животного в деннике, оно может страдать без общения с другими собратьями. В результате лошадь становится агрессивной, отказывается от еды.
В стойле с общением проблем не бывает, но в нем затруднительна уборка и зимнее содержание. При низких температурах проветривание стойла ограничено, поэтому в холодное время часто лошади подвержены заболеваниям, связанными с застоявшимся воздухом. К тому же заболевшая лошадь может стать источником распространения болезни и заразить других животных. Для того чтобы снизить вероятность появления заболеваний, помещение необходимо дезинфицировать еженедельно.
На каком бы вы варианте содержания ни остановились, высота потолков должна быть 3 метра — это позволяет лучше вентилироваться воздуху. Вентиляция в конюшне необходима, но она не должна создавать сквозняков. Оптимальным вариантом станет установление форточек под крышей.
Большую часть дня конюшня должна освещаться солнечными лучами, темнота сказывается негативно на зрении лошади. Окна делают большие, чтобы свет в большом количестве проникал в помещение.
Пол делают деревянный или из бетона. Более долговечным является последний вариант, для отведения лишней жидкости в нем делают сточные канавы. Для настила используют опилки или солому.
В зимнее время в конюшне поддерживают температуру +8…+11 °C, минимальная — 3 °C тепла. Выше поднимать нецелесообразно, поскольку резкий перепад температур на улице и в конюшне приводит к заболеваемости животных. В теплое время года помещение проветривают и регулярно чистят от навоза. При жаркой погоде окна занавешивают тканью, чтобы сдержать рост температуры, перегрев очень опасен для лошадей.
Уход и кормление
Появление в конюшне Владимирского тяжеловоза не потребует никаких дополнительных затрат как в физическом, так и в финансовом плане. Как и любой лошади, ему требуется регулярный ежедневный уход:
- Тяжеловоз создан для тяжелой работы, поэтому в режиме у него должны быть физические нагрузки. Если животное используется по назначению, то осмотры у ветеринара должны стать постоянными, не менее 5 раз в год. Прогулка на свежем воздухе также обязательный пункт в уходе.
- В конце дня при теплой погоде коня купают, обдают его теплой водой из ведра или шланга. В холодный период разрешена только сухая чистка, на водные процедуры накладывается табу.
Разведение и потомство
Для разведения подбирают только здоровых чистокровных животных, которые не имеют проблем с поведением. Возраст особей должен быть не менее 3 лет. Лучше чтобы кобыла была больше жеребца.
Случку проводят естественным или искусственным путем. Оптимальное время для нее середина марта — июль. Тогда жеребенок появится в теплое время года, когда нет недостатка в свежей траве. Кобыла отличается хорошей молочностью, поскольку детенышу требуется большое количество молока.
Перспективы разведения Владимирской породы
Время тяжеловозов прошло, машины заменили лошадей, в деревнях редко кто держит этого исполина для работы. На сегодняшний день поголовье породы значительно снижается и можно говорить об угрозе исчезновения этого красавца. Хотя селекционеры до сих пор и работают с ним, но маточное поголовье не насчитывает даже сотни голов.
Но перспектива у Владимирского тяжеловоза все-таки имеется хорошая. Великолепный внешний вид, спокойный и покладистый нрав подходит для туризма, конных состязаний и спортивной охоты.
Спрос и предложение на эту породу есть. Цена за жеребца может доходить до 500 тыс. рублей. В среднем же стоимость колеблется от 200 до 250 тыс. рублей за годовалого жеребца. Цена зависит от региона происхождения, родословной, возраста, пола, вакцинации животного. Жеребец Владимирского тяжеловоза обычно стоит дороже кобылы.
Интересные факты о лошади
Истинным ценителям лошадей будет интересно узнать несколько любопытных фактов об этой породе:
- предки тяжеловоза — рыцарские кони, изображения которых до сих пор можно встретить на средневековых картинах;
- самый крупным тяжеловозом был конь по кличке Мамонт, его рост был более 2 метров, а весил он 1,5 тонны;
- эти крупные животные могут брать невысокие препятствия и перепрыгивать через небольшие барьеры;
- стойкая нервная система позволяет лошади работать при любом шуме, грохоте и крике;
- выносливость владимирских тяжеловозов доказана, именно на них совершали путь от Владивостока до Москвы.
Итак, Владимирский тяжеловоз — эта уникальная порода, которая совмещает в себе мощь и грациозность, энергичность и спокойствие, а колоритный экстерьер покоряет с первого взгляда. Он не требует какого-нибудь специального ухода и становится верным другом хозяину.
Русский тяжеловоз
Русский тяжеловоз – стандарт породы
Ориентировочная цена: от 150000 руб. до 300000 руб.
Активность:
Продолжительность жизни: 20-25 лет
Высота: 148-150 см
* Сайт ilike.pet не осуществляет продажу животных
- Описание
- Стандарты породы
- Особенности содержания
- Кормление
- Разведение
- Заболевания
- Подробнее
- Содержание и уход
- Рацион
- Разведение и размножение
- Болезни
- История породы
Содержание и уход
Рацион
Разведение и размножение
Болезни
- Колики
- экзема
- мокрец
- сибирская язва
- бешенство
- оспа
- ботулизм
- туберкулез
- столбняк
- лептоспироз
- случная болезнь
- ламинит
- ревматическое воспаление копыт
- стригущий лишай
- грипп
- азоторея
- мыт
- чесотка
- дождевая короста
- ХОБЛ
История породы
Порода русских тяжеловозов создавалась целенаправленно для нужд сельского хозяйства. Во второй половине XIX века в Россию были завезены бельгийские ардены, которых стали улучшать и приспосабливать к суровым русским условиям. Для этого их скрещивали с русскими упряжными (в частности, с орловским рысаком), першеронами и брабансонами. Целью была сухая, некрупная и неприхотливая в уходе лошадь, обладающая достаточной резвостью на медленных аллюрах, способная рысить продолжительное время, а также питаться скудным кормом и при этом чувствовать себя хорошо в окружающей среде. Селекцией занималась в основном Петровская Академия.
В России эта порода быстро приобретала популярность и распространилась по многих хозяйствам и конезаводам. На Парижской выставке в 1900 году русские ардены завоевали заслуженные почет и уважение, а жеребец Каравай бурой масти даже получил золотую медаль как самый ценный представитель Хреновского завода.
Первая и Вторая мировые войны практически уничтожили породу: их оставалось меньше сотни. Однако энтузиасты сумели сохранить и восстановить почти сведенное на нет поголовье этих богатырские коней. И в 1952 порода «русский тяжеловоз» была официально зарегистрирована.
Лошади этой породы славятся нетребовательностью к кормам, скороспелостью, крепким здоровьем и высокой производительностью.
По характеру русские тяжеловозы уравновешены и добродушны, но достаточно энергичны и подвижны для своего телосложения. Сегодня они используются в основном в сельском хозяйстве и на мясо-молочном производстве. Также нередко эти лошади служат для улучшения других пород. Некоторые любители и ценители русских тяжеловозов заводят их просто для себя и ездят на них верхом или в упряжи в леса и поля, а также катают на них других. Благодаря спокойному и благодушному отношению к людям эта порода достаточно безопасна даже для детей и новичков.
Сегодня выделяют две ветви русского тяжеловоза – уральский и украинский.
10 самых сильных пород тяжеловозов
Тяжеловозные породы считаются одними из самых популярных в мире, несмотря на то, что их представители не так стройны и изящны, как верховые кони. В мире существует около 250 конских пород, 40 из которых относятся к тяжелоупряжным родословным, выведенным для помощи человеку. Лошадь тяжеловоз — сильное животное с могучей шеей, развитыми мускулами и крепкими ногами. Изучая этих коней на фотографиях или видя вживую, люди неизменно восхищаются пропорциональным телосложением и мощью животных.
Описание тяжеловозов
Тяжеловозы — породы крупных лошадей, отличающихся внушительным весом и способностью перевозить грузы на дальние дистанции. Нужда в животных такой массы и роста возникла во времена Средневековья, когда рыцарям, носившим доспехи, необходим был конь, способный выдержать солидный вес. Им стал дестриэ — представитель этой древней породы вырастала до 175–200 см, а масса тела равнялась 800–1000 кг. Однако, несмотря на способность возить на себе рыцаря в обмундировании, дестриэ не могли прыгать и быстро утомлялись.
Согласно мнению историков, дестриэ стали родоначальниками многих ныне живущих пород: першеронов, шайров, брабансонов. Подтверждением этому служат исторические летописи.
Несмотря на то, что внешне тяжеловозы не так грациозны, как арабские скакуны или английские верховые лошади, заводчики ценят эти родословные за следующие характеристики:
- Мягкость аллюра. Из-за внушительной массы лошади не в силах совершать прыжки или выполнять грациозные элементы выездки, зато поступь, рысь и галоп у них мягкие, удобные для наездника. Обусловлено это тем, что при ходьбе тело животного не поднимается высоко, поэтому тряска в седле отсутствует.
- Размеры. При первом взгляде на коня тяжеловозной породы понятно, что эти великаны сильны и выносливы. Кроме того, массивность представителей гарантирует способность выполнять трудную физическую работу.
- Нрав. Несмотря на гигантские размеры, тяжеловозов трудно назвать своенравными и неуправляемыми животными. Представители этих родословных — добродушные создания с мягким характером и природной добротой.
- Неприхотливость. При улучшении тяжеловозов селекционеры делали упор не столько на экстерьер лошадей, сколько на силу, грузоподъемность и приспособляемость к новым условиям. Для проверки заводчики регулярно организовывают испытания, где питомцы соревнуются в силовых состязаниях.
Русские породы тяжелоупряжных лошадей
Формирование тяжеловозных пород в России началось позднее, чем в других странах. К выведению сильных коней русских селекционеров подтолкнуло отсутствие техники для тяжелых сельскохозяйственных работ. Покупка тяжеловозов за границей была дорогим удовольствием, кроме того, привезенные особи медленно привыкали к новому месту обитания, климату и питанию. Путем проб и ошибок были сформированы русские тяжелоупряжные родословные, применяемые в качестве рабочей силы.
Битюг
Битюг — старейшая порода тяжеловозов, которые не дожили до наших дней. Родословная была сформирована для помощи в хозяйстве. Как независимая линия существовала уже в середине XVIII века.
Внешне битюги выглядели как маленькие приземистые лошади — рост не превышал 160 см. Масть представителей — бурая или мышастая, однако попадались тяжеловозы и с другими вариантами окраса. В летописях указывалась грузоподъемность битюгов — кони тягали 230 пудов, что равняется 3749 кг. Потомками животных считаются русские тяжеловозы, в экстерьере которых ясно прослеживаются черты битюгов.
Владимирский
Официально первой родословной тяжелоупряжных лошадей в России считается владимирский тяжеловоз. Несмотря на то, что документально порода признана после окончания ВОВ, помогать людям владимирский грузовой конь стал намного раньше. Родоначальниками линии считаются зарубежные тяжелоупряжные лошади.
- массивная голова с выпуклым профилем;
- тело суховатое, с развитыми мускулами;
- обширный круп;
- сильные конечности, обросшие длинной шерстью.
В высоту лошади достигают 165 см, вес доходит до 750 кг. От предков животные унаследовали жизнерадостность, плодовитость и выносливость, поэтому пользуются популярностью у заводчиков.
Советский
Порода советский тяжеловоз получена в результате скрещивания бельгийских и русских коней, признание родословная приобрела в 1952 году. В высоту советские лошади вырастают до 160–170 см, вес составляет 650–800 кг. Характерные черты породной линии:
- голова с прямым профилем;
- мускулистое туловище;
- спина — широкая, иногда провислая;
- раздвоенный круп;
- крепкие конечности.
Масть тяжеловозных лошадей — рыже-чалая, иногда попадаются гнедые особи. Кроме великолепных физических характеристик, советские тяжеловозы выделяются плодовитостью, стойкостью и непритязательностью.
Зарубежные породы
Выведение лошадиных родословных в Европе имеет многовековую историю. Зарубежные породы тяжеловозов распространены по всему миру и используются для улучшения характеристик других линий. Знаменитые шайры, першероны и брабансоны оставили след в генофонде многих тяжелоупряжных лошадей, сформированных позднее.
Першеронская
Першероны — французские красивые тяжеловозы, которых вывели путем скрещивания арабских жеребцов с аборигенными представителями. В результате селекции лошади тяжеловозы породы першерон приобрели изысканную, аристократичную внешность, несмотря на поистине гигантские габариты. В высоту кони вырастают до 170 см, однако среди представителей встречались настоящие исполины — до 2 м в холке.
- серый или вороной окрас шерсти;
- продолговатая шея с плотной гривой;
- сухое телосложение;
- мощные, крепкие конечности;
- длинная спина и большой круп.
Лошади, несмотря на внушительные габариты, выделяются складными и воздушными движениями, а также могут продолжительное время работать без передышки, демонстрируя удивительную стойкость.
Арденские тяжеловозы
Арденские лошади считаются одной из самых древних европейских родословных. Порода формировалась в Арденских горах между Францией и Бельгией и оказала воздействие на другие разновидности, например, на голландского тяжеловоза из Нидерландов.
Высота арденских лошадей — 1,48–1,57 м, вес — 700–900 кг. Внешние характеристики:
- крупная голова с прямым профилем и челкой;
- гибкая шея;
- грудная клетка округлой формы;
- короткая спина, раздвоенный круп;
- крепкие ноги с маленькими щетками.
Несмотря на исполинские габариты, арденский тягач — добродушное создание с мирным характером. Владельцы коней отмечают хорошую обучаемость и подчинение питомцев.
Клейдесдаль
Лошади клейдесдаль были выведены в Шотландии и распространены в Великобритании. Разновидность повлияла на формирование других родословных, в частности, на южно-германскую породу.
Клейдесдаль прекрасно передвигаются шагом и рысью. В высоту жеребцы достигают 1,63–1,83 м, а весят около тонны. Представителям породы присущи такие черты:
- большая голова с прямым профилем;
- массивное туловище с обширной спиной;
- мощные ноги с роскошными фризами.
Масти клейдесдалей — чалая, гнедая, бурая, рыжая, реже попадаются кони с серым окрасом. Для лошадей этой породы тяжеловозов свойственны снежные отметины на голове, брюхе и ногах.
Характер у животных мягкий, покладистый, они легко адаптируются и выносливы, однако требуют хороших условий содержания.
Ирландская
Представители породы ирландский тяжеловоз широко распространены на территории Англии и Ирландии как упряжная или рабочая лошадь из-за следующих преимуществ:
- Многофункциональность — применяются для верховой езды, охоты, вспашки земли и транспортировки тяжестей.
- Скорость — благодаря небольшому весу ирландские кони легко могут передвигаться по труднопроходимой местности.
- Неприхотливость — скакуны этой породы непритязательны в вопросах питания и ухода.
Несмотря на низкий рост (до 1,45 м) и вес, доходящий до 700 кг, ирландские тяжеловозы не уступают по силовым признакам другим родословным. Характерные черты:
- массивная голова с подвижными ушками;
- прямая спина;
- мощный круп.
Масти лошадей могут быть следующими: гнедая, серая, вороная и так далее, иногда тело украшают белоснежные пятна.
Суффолк
Суффольские кони тяжеловозы родом из туманной Англии. От предков — норманнских лошадей — порода получила внушительное телосложение и шерстку с блестящим каштановым оттенком. Высота достигает 1,7 м в холке, а вес — почти тонну.
- массивное, крупное тело;
- мясистая шея;
- длинная ровная спина;
- копыта округлой формы.
Английская порода лошадей тяжеловозов шайр популярна благодаря выносливости и аристократичной внешности. Предками родословной считаются боевые кони, от которых шайры и получили внушительные размеры. Вес жеребцов доходит до 1,3 тонны, высота в холке — до 1,9 м.
Масть представлена следующими вариантами: гнедая, серая, караковая. Следует отметить, что представители породной линии считаются самыми тяжелыми в мире. Внешние особенности:
- тяжелая голова с широким лбом;
- длинная крепкая шея;
- обширная грудная клетка;
- мускулистый круп.
Бельгийская тяжелоупряжная (брабансон)
Бельгийская тяжелоупряжная, или порода брабансон сформировалась во время Средневековья. Представители родословной частично повлияли на формирование шайров, клейдесдалей и суффольских лошадей.
В высоту бельгийские тяжеловозы достигают 156–170 см, вес колеблется от 800 до 1000 кг.
- большая голова с широкой лобной частью и подвижными ушками;
- широкая и крепкая шея;
- глубокая грудная клетка;
- прямая спина с немного раздвоенным крупом.
Масть тяжеловозов большей частью рыжая, гнедая, вороная или серая. Брабансонов используют в сельском хозяйстве, так как лошади непритязательны, дружелюбны и выносливы.
Самые сильные лошади тяжеловозы
Тяжелоупряжные кони проходят силовые испытания, где проверяется мощь, грузоподъемность и выносливость. В ходе таких состязаний устанавливаются мировые рекорды и выявляются самые сильные лошади. В разные годы это звание заслужили следующие «тяжеловесы»:
- Титул самого сильного жеребца в мире в 1924 г получил шайр Вулкан, который сумел сдвинуть груз весом 47000 кг. Достижение Вулкана зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса.
- В 1983 г два английских тяжеловоза протащили сани по замерзшей дороге с весом в 42000 кг на расстояние 500 м.
- Советский тяжеловоз Форс продемонстрировал небывалую силу, протащив на расстояние 35 м груз весом почти 23 тонны.
Использование
В прежние времена лошади тяжеловозы применялись для транспортировки тяжелых грузов и выполняли сельскохозяйственные работы, верно помогая крестьянам. И хотя в современном мире с техникой и мощным оборудованием надобность в могучих конях отпала, представители тяжелоупряжных пород все равно пользуются популярностью. «Тяжеловесами» гордятся родные страны, лошадей холят и лелеют, стараясь сохранить породные линии.
Сейчас животных используют в следующих целях:
- для перевозки грузов в сельской местности;
- для получения молочной и мясной продукции;
- в качестве артистов цирка и шоу;
- в туризме;
- лучших представителей применяют в племенных работах.
Каждая порода тяжелоупряжных лошадей обладает индивидуальными качествами и хороша по-своему. Несмотря на исполинские размеры, тяжеловозы — добродушные создания, главная цель которых — помогать хозяину, выполняя трудную работу. Поэтому сейчас главной задачей современных селекционеров считается сохранение тяжелоупряжных пород.
Русский тяжеловоз — порода лошади
Рост лошади — 150-153 см.
Масть — рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.
Экстерьер — самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.
Краткое описание породы
Отличительные преимущества русских тяжеловозов — абсолютная неприхотливость в условиях содержания и корме, долговечная служба на благо человека, высокая продуктивность лошади. Последний указанный параметр касается выработки молочной продукции. Кобылы данной породы дают большой объем молока, из которого производятся редкие сорта сыра. Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях. Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.
Эффектная внешность и высокая трудоспособность лошади делает ее незаменимой в хозяйствовании и фермерстве. Сегодня лошадей породы Русский тяжеловоз подразделяют на три подвида:
- Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
- Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
- Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.
Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.
История породы
Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах. На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения. Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.
Россияне оценили по достоинству таких неприхотливых лошадей, на момент 1904 года около 376 ферм занялись разведением арденов. Самые масштабные коннозаводства — Хреновский и Деркульский заводы. Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей. А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.
Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества. Проходящая в Париже мировая выставка в 1900 году не прошла бесследно для этих лошадей, арденов выделили, как достойных рабочих самобытных лошадей. В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.
В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.
Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.
Выведенное поголовье новых лошадей значительно отличалось от ранее привычных русскому народу арденов. По наступлению 1952 года Министерство сельского хозяйства Советского союза выдало установление, где говорилось о том ,что породу стоит обозначить наименованием — Русский тяжеловоз .
Образ жизни в природе
Для того чтобы найти подход к такой лошади, нужно знать его основные черты характера, требования к содержанию и уходу, а также предпочтения в корме.
Характер и повадки
Натура русского тяжеловоза проста — небывалая выносливость, признание и покорность человеку, высокий показатель подвижности и энергичности. Благодаря таким характеристикам лошадь идеальна в сельхоз работах. Спокойная и уравновешенная лошадь быстро привыкает к новому владельцу, адаптируется к любым условиям жизни в пределах разумного и быстро вписывается в рабочий график. Но если что-то пошло не так, лошадь может проявить свой характер, слегка взбрыкнув.
Разведение и содержание
Если на ферме содержится около 100 кобыл русского тяжеловоза,на них приходится около 85% выводка жеребят. К тому же одна кобыла способна выводить потомство 20-25 лет. Разводятся и содержатся кобылы с жеребцами на деревенских фермах, где животные проходят тренировочные занятия и демонстрируют свои умения. После чего заводчик легко отбирает самых трудоспособных жеребцов и перспективных кобылиц.
Лошади считаются скороспелыми производителями, уже на момент 1,5 года жеребец достигает полный рост в холке, сравнимый со взрослой особью. В этом возрасте 75% жеребцов также набирают нужную массу тела. И уже на момент трехлетия они прекращают расти. Лошади достаточно будет свободного вольера под открытым небом в виде шатра.
Питание
Несмотря на неприхотливость и легкую адаптацию к погодным условиям, русские тяжеловозы нуждаются в обильном питье. В качестве корма подойдет любая растительность, которую предпочитают другие лошади. Тяжеловозы будут рады любому корму, несмотря на его дороговизну и ценность. Это может быть свежая трава, сено, твердые корма и злаки. Подкармливать лошадей для поддержания энергичности и работоспособности можно концентрированными кормами, витаминами и минералами. Лошади любят морковь, свеклу и сахар, чем часто поощряют животных.
Применение русских тяжеловозов
Последние годы русских тяжеловозов массово закупают частные фермеры, стремящиеся вести племенное развитие породы. За счет высокой продуктивности кобыл этой породы, многие фермерства занимаются производством кумыса и редких сортов сыра. В данном случае владельцы содержат большое количество кобылиц, которые за счет полноценного питания дают достойное потомство и проявляют заботу о своем выводке.
Многие конезаводы владеют лошадьми породы Русский тяжеловоз ради мяса, а также большого объема молока. Одна полноценная кобыла за год способна выдавать около 3 тонн молока во время лактации. Как показывает практика, такие показатели удоя демонстрируют все кобылы разных пород тяжеловозов.
Русский тяжеловоз идеально подходит для туристического бизнеса, так как эти лошади демонстрируют выносливость, добронравие и крепость. Лошади катают верхом на себе детей и взрослых без отдыха полдня, особенно после сладких угощений в качестве поощрений.
Интересные факты
- Русский тяжеловоз признан самым крупным тяжело-упряжным конем среди прочих своих собратьев.
- Самые ценные представители породы Русский тяжеловоз находятся в заводе Куединском в Пермской области, Вологодском заводе, а также на заводе Мстиславском, что в Белоруссии.
- Несмотря на то, что лошадь именуется русской, выведением ее занимались коневоды на территории Украины в том числе.
- Сегодня существуют два типа выведения русского тяжеловоза — уральский и украинский тип, от каждого идут дополнительные линии.
- Русский тяжеловоз активно принимает участие в улучшении других пород лошадей.
Фотогаллерея
Обычный русский тяжеловоз
Русский тяжеловоз в зелени
Огромный Русский тяжеловоз
Сколько стоит русский тяжик
Прежде чем приступать к покупке жеребца породы Русский тяжеловоз, следует выбрать опытного заводчика, который длительное время занимается такими лошадьми. Только в такой ситуации покупатель может не переживать по поводу состояния здоровья и чистокровности лошади соответственно стандартам.
Самый популярный по продажам русских тяжеловозов считается Прилепский племенной конезавод, на протяжении нескольких десятков лет там занимаются выводком настоящих тяжеловозов. Получить животное по выгодной цене можно в случае ликвидации племени. Как показывает практика, в таких ситуациях лошадей продавали за 1-1,5 тысячи американских долларов. Выбирая поставщика лошадей, немаловажную роль играет место расположения и отдаленность фермы или завода от проживания заказчика.
Русский тяжеловоз сегодня
На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.
Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.