Тяжеловозные лошади советская тяжеловозная порода

Порода лошадей советский тяжеловоз

  • История породы
  • Внешний вид и характеристика
  • Уход и особенности содержания лошадей
  • Разведение

Порода лошадей советский тяжеловоз – одна из самых сильных и выносливых. В 19 столетии её представители перевозили на себе и в повозках грузы весом в несколько тонн. Несмотря на свою силу и крупное телосложение, они отличаются грацией. Характеристики, достоинства и недостатки породы будут обсуждаться в этой статье.

История породы

В середине 19 столетия на юге Нижегородской области и в Мордовии разводили лошадей преимущественно для того, чтобы пользоваться их силой. В этих регионах была необходимость возить лес и производить пахотные работы. Местные жители использовали крепких рабочих лошадей породы битюг и их потомков, которые были получены в результате скрещивания с местными кобылами.

Ситуация изменилась, когда в 19 веке на территорию Мордовии и в Нижегородскую область были доставлены тяжеловозные лошади из Европы – брабансоны и суффольки. Это были поистине гигантские животные, их рост в холке достигал 180 сантиметров. Несмотря на тяжёлое телосложение, это были миролюбивые и послушные лошадки. Но у них имелось несколько недостатков: животные плохо приспосабливались к местному суровому климату, а ещё конституция их тела была рыхлой. В результате скрещивания прибывших из Европы жеребцов с местными кобылами породы битюг на свет появились жеребята с хорошими данными. Хоть они и были несколько мельче брабансонов, но зато обладали плотным телосложением.

В годы Гражданской войны поставка породистых лошадей из Европы временно прекратилась. Племенное стадо, образовавшееся из местных лошадей Нижегородской области и потомков брабансонов и суффольков, содержалось на Починковском конном заводе №23 и в мордовском селе Оброчное. В то нелёгкое время никто не занимался селекцией, а внутри племени лошади беспорядочно спаривались и производили на свет новое потомство. В 1934-1936 годах коневоды заметили, что у потомков европейских лошадей просматриваются устойчивые гены их прародителей. Тогда они решили провести работу, направленную на их закрепление. Вскоре опять началась война, поэтому порода не была зарегистрирована. Только в 1952 году была произведена регистрация, а порода получила название советского тяжеловоза.

Внешний вид и характеристика

Лошадь советский тяжеловоз обладает крепким телосложением. Эти животные рослые, мускулистые. Средний вес жеребца достигает 900 кг. Глядя на этих животных, даже несведущий в коневодстве человек заметит, какие мощные у них конечности, грудь и шея.

Лошадь советский тяжеловоз

Рассмотрим основные характеристики породы советский тяжеловоз:

  • средний рост жеребца в холке достигает 170 кг;
  • вес – 900 кг;
  • массивная мускулистая грудь;
  • крепкая недлинная шея;
  • голова средних размеров, которая на фоне туловища кажется компактной;
  • ушные раковины небольшие;
  • ноздри расширенные;
  • щёки хорошо развиты;
  • спина широкая, прямая, умеренно мягкая;
  • круп мощный, раздвоенный, расположен низко;
  • конечности короткие, мощные, скакательные суставы массивные;
  • копыта крупные правильной формы;
  • умеренная оброслость щёток;
  • волосы в гриве и хвосте густые;
  • масть у советских тяжеловозов – рыжая, гнедая, а также рыже-чалая или гнедо-чалая.

Внимание! У представителей этой породы иногда встречается дефект – неправильная постановка задних конечностей (косолапость). Это не отражается на рабочих характеристиках лошадей, но может стать причиной отбраковки при разведении на племя.

Чтобы понять, насколько это мощные и выносливые лошади, достаточно представить, как благодаря усилиям единственного животного с места трогается состав весом 15 тонн. В ходе одного испытания в городе Тамбове жеребец по кличке Форс смог провести 23 тонны груза на расстояние 23 метра. Эти цифры помогают оценить силу и мощь советского тяжеловоза. Вот почему этих лошадей можно по праву считать достоянием России.

Уход и особенности содержания лошадей

Хотя советские тяжеловозы и неприхотливы, всё же следует знать некоторые особенности ухода за этими лошадьми. Крупных животных нужно содержать в просторной конюшне. Там должно быть сухо и светло. Важно позаботиться о постоянном притоке свежего воздуха. Около конюшни оборудуют выгульную площадку.

Лошадь на выгульной площадке

Поскольку эти животные используются на тяжёлой работе, они сильно устают. После каждой активной прогулки или физического труда тяжеловозам омывают копыта из шланга и чистят ноздри от пыли и слизи. Грива и хвост тоже нуждаются в уходе. Волосы необходимо мыть 2 раза в неделю, используя специальные средства. После высыхания их расчёсывают щёткой из натуральной щетины.

Внимание! Каждую особь должен регулярно осматривать ветеринар. Коневодам нужно придерживаться графика вакцинации.

Чтобы кони были здоровы, а жеребята правильно развивались, им предоставляют полноценное питание. В ежедневный рацион включают:

  • зерновые культуры;
  • сено;
  • свежую траву;
  • корнеплоды, овощи;
  • минеральные добавки.
Читайте также:
Каков средний вес лошади взрослой?

Разведение

Кобылы породы советский тяжеловоз отличаются высоким показателем молочности. За период лактации они способны давать свыше 3000 литров молока. Это одно из преимуществ породы. Показатель их плодовитости находится на среднем уровне – 75%. Кобыл можно случать с жеребцами начиная с трёхлетнего возраста, а привлекать к работе – с 2,5 лет. Жеребята склонны быстро набирать вес. Ежедневно он увеличивается на 1,8-2 кг. Благодаря такому темпу роста, шестимесячные жеребцы весят почти 500 кг.

Внимание! Представительниц породы советский тяжеловоз можно использовать для воспроизводства до 17 лет. В редких случаях кобылы способны приносить потомство и до 20 лет.

После распада Советского Союза порода переживает кризис. На конных заводах, где содержится племенное стадо, прекратили проводить испытания жеребят, да и численность поголовья значительно сократилась. Однако племенные жеребцы и кобылы пользуются спросом в Европе. В России некоторые фермеры также предпочитают использовать живую силу коней вместо сельскохозяйственной техники, на обслуживание которой нужны немалые деньги.

Тяжеловозные лошади советская тяжеловозная порода

Исторические сведения

Фундаментом будущей советской тяжеловозной породы стали брабансоны – бельгийские рбочие лошади. Которых скрещивали с лошадьми других пород и местными лошадьми упряжного типа. В дальних рядах родословной советских тяжеловозов можно битюгов, першеронов, арденов, суффольков. Брабансоны стали основным фундаментом советской тяжеловозной породы.

Разведение крупных тяжеловозов в нашей стране началось в основном в конце XIX века, когда развивающаяся промышленно c ть и города потребовали крупную транспортную лошадь, с большой грузоподъемностью. Разведение крупных тяжеловозов в крестьянских хозяйств захватило большое полукольцо, охватывающее Москву и крупные промышленные районы России – Ярославской, Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Тульской, Тамбовской, Воронежской областей и Республики Мордовии.

Популярность, которую к этому времени приобрели брабансоны в Европе и их относительная дешевизна, явилась основной причиной того, чтобы именно эта порода стала вытеснять арденов, першеронов и других тяжеловозов в конных заводах России и государственных заводских конюшнях. Племенная работа проводилась в основном методом поглотительного скрещиваниях, с использованием в маточном составе помесей других тяжеловозных пород, а также просто хороших кобыл из рабочего состава, в качестве производителей использовались выводные жеребцы, в дальнейшем помесей разводили «в себе».

Так, к 1904 году в России было 435 конных заводов, которые разводили брабансонов, большинство из них было некрупными (до 30 кобыл).

Разводили брабансонов и в известном Хреновском конзаводе. Племенная работа с породой в Хреновском к/з была начата в 1889 г. на основе группе кобыл, полученных путем сложного межпородного скрещивания.

Брабансонское отделение Хреновского к/з во время первой мировой войны было передано в Починковскую государственную заводскую конюшню, преобразованную затем в конный завод.

Под влиянием более сурового климата, условий содержания и кормления лошадей, лошади стали более сухими и подвижными. В большинстве случаев тяжеловозные лошади, в том числе и племенные кобылы, использовались на различных сельскохозяйственных работах, молодняк с 1,5 лет приучался к легкой работе.

В 1926 -1929 гг было выведено из Бельгии, Голландии и Германии 192 брабансонских жеребца и 66 кобыл.

В 1936 г. организовано три госплемрассадника брабансонской породы – Починковский (Горьковская обл.), Мордовский (Мордовская АССР) и Гаврилово- Посадский (Ивановская обл). в дальнейшем из Гаврилово-Посадского рассадника выделились Александровский (Владимирская обл.) и Ярославский (Ярославская обл) рассадника.

Брабансоны вполне удовлетворяли самым высоким требованиям. Одна из важнейших особенностей лошадей бельгийской тяжеловозной породы заключено в их добронравие, высокой работоспособности, скороспелости и в способности устойчиво передавать эти качества своему потомству при скрещива¬нии с другими породами. Но было одно большое «Но». Дело в том, что брабансоны с их сырой и рыхлой конституцией были плохо приспособлены к более суровому российскому климату. Они страдали мокрецами, некоторые гниением стрелки. Скрещивание с местными кобылами сухой конституции и селекционная работа, эти недостатки устраняло. Кроме того, грубоватое сложение брабансонов не удовлетворяло отчественных коннозаводчиков, которые хотели чтобы кроме силы в лошадях была гармония и красота форм.

Достаточно быстро новая порода получила широкое распространение и стала самой многочисленной среди других тяжеловозных пород страны. Попу­лярность ее объяснить просто — эти лошади по своим основным качест­вам: рабочим, мясным и молочным, в комплексе существенно превосхо­дят лошадей других тяжеловозных пород.

В 1952 году Министерство сельского хозяйства СССР официально переименовала и утвердило новую породу – советскую тяжеловозную.

Читайте также:
Дикие лошади Европы. Часть первая

Отличительная особенность экстерьера

Экстерьер советских тяжеловозов может быть охарактеризован следующим образом: голова среднего размера, сухая, шея средней длины или короткая, широкая мускулистая, холка низкая, широкая; спина нередко мягкая, поясница средней длины, круп длинный, широкий, раздвоенный, часто бывает свислый. Грудная клетка широкая, глубокая. Скакательный сустав нередко саблистый. Общее строение гармоничное. Темперамент энергичный, движения свободные.

Из недостатков встречается запавшие запястье, сырость суставов.

В настоящее время различают три типа: починковский (массивный), мордовский (облегченный) и средний (перевозский).

Починковский тип сформирован при использовании брабансонов, это лошади массивного телосложения, им свойствена сырость конституции, но при этом лошади починковского типа отличаются особенно ярко выраженной породностью.

Тип лошадей Мордовского завода формировали не только на основе поглотительного скрещивания брабансонов с помесными лошадьми упряжного склада, но и под влиянием крови лошадей суффольской породы. Лошади этого завода среднего роста и компактного сложения. Суффольки придали им сухость, хорошие движения и энергичный темперамент. Наибольшую роль сыграл выводной из Англии суффольк Сюдборн Пионер, рыж,, 1914 г.

Поголовье лошадей Перевозского завода комплектовали в основном за счет племенного материала Мордовского завода и, в меньшей мере, Починковского, а также лошадей из колхозов. Именно на этой основе там собран весьма ценный маточный табун, который представлен лошадьми среднего калибра и гармоничного сложения.

Основная масть это рыжая, рыже –чалая, реже гнедая, вороная, гнедо и вороно-чалая.

Средние промеры: жеребцы – 164-172-210-26; кобылы – 162 – 170 – 205 – 24,5

Направление использования

Уже в далеком 1957 г. коннозаводчики страны стали свидетелями выдаю­щегося рекорда грузоподъемности, установленного жеребцом советской тяжеловозной породы Форсом, рожденным в 1951 г., на Тамбов­ском ипподроме. Он вывез груз, размещенный на целом «поезде» — сцепе не­скольких повозок — его общий вес составил почти 23 тонны (22991 кг), а пройденное расстояние — 35 м. Это был абсолютный рекорд для тяжеловозов. Советский тяжеловоз универсален — он энергичен, вы­нослив и хорошо идет не только шагом, но также рысью с грузом.

Рекорды работоспособности лошадей советской тяжеловозной породы:

– срочная доставка груза рысью, сила тяги 50 кг. – коб. Рафия, 1960 г. (Краб – Рогатина) Починковского к/з – 4.53,0

– срочная доставка груза шагом, сила тяги 150 кг. – жер. Зубр, 1964 г. (Брамин – Звезда), Владимирская ГЗК – 11.51,8

– тяговая выносливость, сила тяги 300 кг – коб. Русалка, 1968 г. (Ливень – Реактивная), Починковского к/з – 2131,17 м.

– максимальная сила тяги – Вятка, бур., 1976 г. (Краб – Венера), Мордовский конзавод – 888 кг.

Лошади советской тяжеловозной породы достаточно скороспелы при условиях хорошего кормления. Они могут выполнять сельскохозяйственные работы с 2,5-3-х лет, а с 3-х лет поступают в производящий состав.

Плодовитость советских тяжело­возов средняя (выход жеребят в конных заводах 65—75 %). Срок племенного использования ограни­чен в большинстве случаев 16—17 годами. Отдельные производители и матки давали приплод до 20-летнего возраста и старше.

Кобылы советской тяжеловозной породы отличаются исключительно высокой молочностью. На кумысной ферме ВНИИ коневодства в период 1976—1982 гг. их молочная продуктивность за полную лактацию (239 дней) — 3317 л молока. Максимальная продуктивность получена от кобылы Рябины — 6173 л за 338 дней лактации.

Жеребята в подсосный пе¬риод растут исключительно интен¬сивно, достигая к 6-месячному воз¬расту 365—375 кг и к одному году 525-540 кг.

Высокая скороспелость, большая живая масса, способность потреб­лять дешевые объемистые корма характеризуют советскую тяжело­возную породу, как очень перспек­тивную для улучшения поголовья и при мясном направлении коневод­ства.

Советский тяжеловоз прекрасный улучшатель местных лошадей, для повышения мясной продуктивности

Современное состояние породы

В настоящее время численность маточного поголовья советской тяжеловозной породы составляет 213 голов

Основной ареал разведения советской тяжеловозной породы это Центральный Федеральный Округ. Всего хозяйств, разводящие советскую тяжеловозную породу и регистрирующих лошадей в Госплемкниге 9. Из них:

Племенных заводов: ООО «Агропромсервис» (Республика Мордовия), ООО «Сельхозпродукт» (Нижегородская обл.)

Племрепродукторы: КФХ «Небендов» (Новосибирская обл).

Селекционная работа с породой направлена на получение лошади желательного типа, которой должны быть присущи следующие особенности: крепкая конституция, правильный экстерьер, крупный рост (не менее 163 см для жеребцов и 160 – для кобыл), массивное телосложение, уравновешенный темперамент, высокая работоспособность, хорошие приспособительные качества к условиям разведения и использования, высокая хозяйственная экономичность.

Читайте также:
Стойло для лошади размеры строительство

Основными признаками селекции советских тяжеловозов являются: типичность, экстерьер, крупность, работоспособность. Желательно также проведение селекции по молочности, поскольку от ее уровня в значительной мере зависит качество выращиваемого молодняка. Оценка молочности имеет значение и для успешного использования тяжеловозов в кумысопроизводстве.

При разведении советского тяжеловоза особое внимание необходимо на активный моцион лошадей и особенно взрослых кобыл в стойловый период.

Поскольку тяжеловозы флегматичны, имеют замедленные и вялые процессы обмена, им совершенно необходим ежедневный принудительный моцион.

Именно в результате отсутствия такого движения у кобыл наблюдаются тяжелые роды, ненормальное внутриутробное развитие молодняка, несвоевременный приход в охоту и другие негативные явления.

Cоветский тяжеловоз порода лошадей

Советский тяжеловоз — порода лошадей российской селекции. Выведенная в XIX в., порода могла исчезнуть вместе с распадом Советского Союза. Сегодня спрос на мощных и выносливых тягловых лошадей снова растет, и отечественные конные заводы занимаются восстановлением поголовья этих животных.

История породы

В XIX в. на конезаводы привезли тягловых коней европейской селекции — брабансонов и суффолков. Рост этих гигантов в холке достигал 1,8 м. Предками брабансонов считают фландерских скакунов, принимавших участие в крестовых походах. Поэтому можно с уверенностью назвать тяжеловоза из СССР дальним потомком средневековых рыцарских лошадей.

Тяжеловозы, завезенные в Россию из Европы, отличались мощным телосложением и послушным нравом, но они плохо переносили суровый российский климат. Однако от скрещивания европейских тягловых жеребцов с кобылами породы битюг на конезаводах получили жеребят с хорошими данными. Взрослые кони были чуть меньше брабансонов ростом, но отличались плотным телосложением.

В конце 1910-х гг. заводчики перестали получать породистых животных из Европы, и племенное стадо пришлось формировать из тех потомков брабансонов и суффолков, которые остались на конезаводах Мордовии и Нижегородской области. В 1930-х гг. заводчики обратили внимание, что потомки европейских тяжеловозов сохранили их гены и передают их из поколения в поколение. Однако из-за начала Великой Отечественной войны зарегистрировать породу смогли лишь в 1952 г. Она получила название советский тяжеловоз.

Характеристики

Рослые и мускулистые, лошади этого вида обладают крепким телосложением. Вес жеребцов составляет около 900 кг. Кони отличаются массивным туловищем, широкой грудью, мощными ногами и сильной шеей. На их фоне голова лошади выглядит небольшой.

Масть животных преимущественно рыжая или гнедая, возможны рыже-чалые или гнедо-чалые отмастки.

В некоторых случаях представители данной породы имеют неправильную постановку задних конечностей. Такая косолапость не сказывается на рабочих качествах животного. Однако для лошадей, которые участвуют в племенной работе, неправильная постановка задних конечностей может явиться причиной отбраковки и выведения из селекционной работы.

Животные обладают спокойным темпераментом. При этом кони энергичны и трудолюбивы. Заводчики отмечают, что животных этой породы нельзя назвать добронравными. Это объясняется направленностью селекционной работы. При выведении породы заводчики стремились передать потомству силу и выносливость родителей, а не их доброту и покладистость.

Возможно вас заинтересует статья на тему: Русский рысак

Продуктивность

Питаясь молоком матери, жеребенок прибавляет в весе 2 кг ежедневно. В полугодовалом возрасте животное уже весит 500 кг.

Представителей этого вида можно привлекать к тяжелым работам с 2,5 лет. Кобыл начинают использовать для воспроизводства с 3 лет. Животное способно приносить потомство до 17 лет. Также советских тяжеловозов используют для улучшения местного поголовья лошадей. Молодняк первого поколения получает в наследство от жеребца более крупные размеры и хорошие рабочие качества породы.

Уход и особенности содержания лошадей

Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.

Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.

Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.

Читайте также:
Голландская теплокровная порода лошадей. Фото и описание

Достижения

Лошадь породы советский тяжеловоз способна в одиночку сдвинуть с места состав, вес которого составляет 15 т. Силовые конкурсные испытания для коней тягловых пород стали проводить с 1950-х гг. К соревнованиям допускаются животные, достигшие возраста 4 лет.

Испытания включают в себя несколько этапов. Конь должен пройти рысью 2 км с грузом, вес которого составляет 1,5 т. Затем он должен преодолеть это расстояние шагом, неся на себе груз 4,5 т. Итоговое испытание — протащить груз весом 9 т на максимальное расстояние.

Среди рекордсменов таких состязаний часто оказываются тяжеловозы этого вида. В 1957 г. жеребцу по кличке Форс удалось переместить груз массой 23 т на 35 м. В 1968 г. призером стала кобыла Русалка, также принадлежащая к этой породе. Она тащила груз весом 9 т более 2 км.

Порода сегодня

С распадом Советского Союза развитие породы прекратилось. Конные заводы, где содержались животные этой породы, перестали проводить испытания молодняка и взрослых особей тягловых коней. Однако в некоторых российских фермерских хозяйствах лошади данного вида по-прежнему используются в качестве тягловой силы. Спрос на племенных жеребцов и кобыл сохраняется и в европейских странах.

Поддержанием численности племенного поголовья занимаются в России 3 конных завода. 2 из них (Починковский и Перевозовский) расположены в Нижегородской области, 1 (Ичалковский) — на территории Мордовии. Поскольку племенное разведение ведется на конезаводах по разным линиям, внутри данной породы сформировалось 2 типа современных советских тяжеловозов.

Заводчики из Нижегородской области продолжают развивать у животных черты, характерные чистопородным брабансонам. Это традиционный тип, который характеризуется массивным телосложением коней и их высоким ростом. Заводчики из Мордовии используют в селекционной работе не только брабансонов, но и суффолков. Поэтому лошади, рожденные и выращенные на Ичалковском заводе, не так массивны, как тягловые кони из Нижегородской области.

Порода Советский Тяжеловоз

С давних времен лошадь верно служит человеку. Существуют разные породы скакунов, различия между ними зависят от сферы использования. Зачастую к их помощи прибегают, когда нужна тягловая сила или средство передвижения. Бесспорным лидером среди самых сильных коней является Советский Тяжеловоз.

  1. Возникновение и использование
  2. Экстерьер лошади
  3. Характер
  4. Условия содержания
  5. Рацион тяжеловоза
  6. Заключение

Характеристика лошадей породы Советский Тяжеловоз

Эту лошадь долгое время использовали в аграрной промышленности как альтернативу дорогой технике. Мощные скакуны легко тягали полевые плуги и перевозили тяжелый груз на дальние расстояния. Коневоды смогли привить тяжеловозам неприхотливость, выносливость и кротость.

Возникновение и использование

Тяжеловозная лошадь известна с давних времен. Ее использовали для сельскохозяйственных нужд, а также в составе тяжеловооруженной конницы. Физические параметры этого вида скакунов были необходимы людям по всему миру, что и породило множество линий этого вида жеребцов.

В СССР на Печинковском конном заводе № 23 также была выведена своя порода мощных коней, которых использовали в аграрной промышленности. Ученые взяли за основу Бельгийского Брабансона и путем селекции улучшили его тяговые качества и весовые параметры. Советская тяжеловозная лошадь официально считается самым крупным представителем своей породы и абсолютным рекордсменом по тяговым возможностям.

На сегодняшний день Советский Тяжеловоз мало используется человеком в сельском хозяйстве, поскольку техника требует меньших финансовых затрат. Однако эту породу скакунов все еще используют на лесозаготовках после специального обучения. Советский Тяжеловоз занимается транспортировкой срубленных бревен в России, Америке и Канаде.

Отличительной особенностью этой породы является ее скороспелость. При выведении тяжеловозов ученые держали животных в максимально строгих условиях, из-за чего этот вид жеребцов отличается неприхотливостью и быстрым взрослением.

Некоторые фермеры выращивают Советских Тяжеловозов на убой. Этот вид лошадей является источником большого количества мяса, а кобылы отличаются высокой производительностью молока. Цена конины не слишком высока на внешнем рынке, однако заводчики получают прибыль из-за количества конечного продукта.

Экстерьер лошади

У Советского Тяжеловоза не существует строгих стандартов для выведения, поскольку этот вид не используют на спортивных мероприятиях или парадах. Однако установленные критерии внешнего вида у советского тяжеловоза все же есть:

  • Рост животного обычно достигает 160-170 см в холке, а вес одной особи — до одной тонны.
  • Голова Советских Тяжеловозов средних размеров, рельефная, с хорошо развитыми ноздрями.
  • Уши небольшие, стоят под прямым углом.
  • Профиль чистой породы должен иметь выпуклую форму.
  • Для тяжеловесов характерна короткая шея и мощный корпус.
  • Спина изогнута и заканчивается крепким крупом.
  • Ноги лошади средней длины с ярко выраженными суставами.
  • Копыта невысокие и широкие, с плотной роговой пластиной.
Читайте также:
Содержание и уход за лошадьми в домашних условиях: выпас, кормление, случка, расходы

Масть Советского Тяжеловоза не имеет четко установленного цвета. Для этой породы характерны гнедой, буланой, рыжий, вороной и чалый окрас. Допускаются белые отметины на морде. Грива и хвост густые, окрас зависит от линии породы.

Характер

Среди особенностей характера выделяют:

  • спокойствие;
  • кротость;
  • неприхотливость;
  • выносливость.

Советский Тяжеловоз хорошо относится к человеку и редко проявляет агрессию. Подобные черты характера являются заслугой селекционеров, которые отбирали самых покладистых жеребцов для разведения. На сегодняшний день уравновешенность и флегматичность являются фирменными признаками породы, поэтому непокорных скакунов не допускают к случке.

Советский Тяжеловоз не переносит грубости и физического насилия. На лошадь нельзя повышать голос, иначе можно вызвать у нее приступ паники. С Советскими Тяжеловозами следует общаться спокойно и уверенно. Этот вид хорошо различает вербальные команды, и небольшое поощрение заставит их работать усерднее.

Порода славится высоким уровнем интеллекта, за счет чего животных используют для работы на лесопилках. Однако перед этим жеребец должен пройти обучение в течение года: неподготовленное животное может стать причиной аварии и многих жертв.

Условия содержания

Тяжеловозные лошади славятся неприхотливостью в содержании. Для этой породы подойдет денник в 4 кв. м, что всего на 1 м больше, чем у пони.

Некоторые санитарные нормы содержания жеребцов все же есть:

  • В помещении не допускаются сквозняки, резкие запахи и громкий шум.
  • Уровень температуры и влажности должен быть стабильным вне зависимости от сезона.
  • Денник вычищается ежедневно, а конюшня моется раз в неделю.
  • При смене сезона помещение следует продезинфицировать специальными препаратами.

Одним из обязательных условий содержания этой породы является пастбище, где животные пополняют запасы витаминов.

Уход за лошадями породы Советский Тяжеловоз

Если Советский тяжеловоз используется в качестве тяговой силы, у лошади должен быть четкий режим отдыха и работы. Лошадь, которая трудится на износ, может испытывать стресс, который снижает иммунитет животного.

После рабочего дня жеребцу следует обмывать копыта и вычищать ноздри от мусора. Особенно это касается пород, которые трудятся на лесозаготовках. Гриву скакуну следует расчесывать, иначе в колтунах могут завестись паразиты. Чтобы избежать подобного, некоторые фермеры предпочитают заплетать коням косы.

Несколько раз в год Советского Тяжеловоза должен осматривать ветеринарный специалист. Лошадь должна пройти через обязательную вакцинацию.

Рацион тяжеловоза

Животные этой породы не требуют изысков в еде, однако рацион Советского Тяжеловоза должен быть сбалансирован, иначе жеребец не сможет выполнять работу. Советская тяжеловозная голодная лошадь иногда не в состоянии поднять собственный вес, поэтому кормлению жеребцов уделяется большое внимание.

Суточный рацион Советского Тяжеловоза должен содержать такие продукты:

  • Концентрированный корм — 2 кг в день.
  • Чистый овёс — 6 кг в день.
  • Разнотравное сено — 6 кг в день.
  • Сочный корм — 2 кг в день.
  • Ржаная соломенная резка — 0,5 кг в день.
  • Перемолотое льняное семя — 0,5 кг в день.

Не следует давать тяжеловозам солому в чистом виде: этот низкокалорийный корм легко забивает лошади желудок. Перед употреблением овощи следует помыть от земли и порезать крупными кусками. Картофель и свеклу следует отварить, перед тем как давать непарнокопытным.

Не следует давать жеребцам слишком большое количество сочного корма: это может привести к расстройству желудка. Если коней выращивают на мясо, корм должен содержать повышенное количество концентратов. Надо следить за качеством продуктов. Плесень, плохо просушенное сено и непромытые овощи могут стать причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Отдельное внимание следует уделить витаминным и минеральным комплексам. Тяжеловозы обладают большим процентом мышечной массы и без нужного количества кальция в организме у них могут начаться проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Существуют медицинские препараты для улучшения костной ткани, однако пополнить запас витаминов можно и следующими продуктами:

  • костная и травяная мука;
  • рыбий жир;
  • жмых.

Советская тяжеловозная, как любая порода лошадей, потребляет большое количество воды. Поилка у животных всегда должна быть чистой и наполненной. Обезвоживание жеребцов способно привести к летальному исходу или инвалидности.

Заключение

Советский Тяжеловоз — один из самых крупных представителей непарнокопытных. Порода была выведена в СССР на племенном заводе № 23. Эти мощные кони использовались для перевоза груза и стройматериалов на большие расстояния. Также они работали в аграрной промышленности во время посевных.

Лошадь советский тяжеловоз: характеристика, особенности содержания в домашних условиях

Добавить в избранное

Читайте также:
Лошади ахалтекинской породы (ахалтекинцы): история, фото, интересное о породе

Несмотря на всеобщую автоматизацию и механизацию различных процессов в сельском хозяйстве, лошади и сейчас не теряют своего экономзначения. Среди всех пород коней наибольшей востребованностью пользуется советский тяжеловоз — крупная, массивная лошадь, обладающая потрясающими качествами, выносливостью и чрезвычайной «богатырской силой». Чем ещё примечательна эта порода, и как содержать такого коня в домашних условиях — давайте разберёмся.

  • Историческая справка
  • Описание породы
    • Внешний вид
    • Характер
    • Сфера использования
    • Достоинства и недостатки
  • Содержание в домашних условиях
    • Конюшня
    • Уход
    • Видео: как правильно ухаживать за лошадью
    • Уборка в хлеву
    • Кормление и вода

Историческая справка

Впервые лошади тяжеловозных пород появились более 200 лет назад на территории современной Западной Европы в результате скрещивания бельгийских брабансонов с местными породами, такими как ардены, битюги и першероны. Эти кони хоть и имели отличные рабочие качества, однако не отличались привлекательным экстерьером.

В конце XIX века селекционные работы над породой начались в России, когда тяжеловозов стали массово завозить на территорию государства. Первые удачные результаты выведения были представлены в 1900 году в рамках Парижской выставки: мир увидел усовершенствованную «модель» породы арден — жеребца по имени Каравай, получившего золотую медаль.

После этого селекционные работы продолжились и были направлены на создание сильного, мощного, выносливого коня, отличающегося приятной внешностью. И новая порода с требуемыми характеристиками появилась в 1937 году. Спустя 15 лет, в 1952 году, она была официально зарегистрирована под названием «советский тяжеловоз».

Описание породы

В процессе многолетней селекции советский тяжеловоз сформировал свои уникальные экстерьерные качества и характер. Данные лошади относятся к невысоким тяжеловозам, но среди других коней такого типа являются наиболее крупными.

Внешний вид

Отличить породу русских тяжеловозных лошадей от других довольно просто, поскольку они обладают характерными качествами. Их экстерьерные особенности таковы:

Масть Рыжая или бурая, в редких случаях можно встретить гнедых представителей, рыже-чалых или вороных
Туловище Мускулистое, сильное, немного удлинённой формы
Голова Средних размеров, с широким лбом, широкими ноздрями, мясистыми щеками и маленькими стоячими ушами, сухая
Шея Сильная и мощная, короткая, обладает красивым изгибом
Спина Ровная, мускулистая, прямая, довольно мягкая, с широкой поясницей и небольшим прогибом
Круп Раздвоенный, немного вислый
Грудь Широкая, мощная, обладает бочкообразной формой
Конечности Крепкие, костистые, слегка коротковатые, умеренно обросшие. Копыта крепкие, отличаются правильной формой
Хвост и грива Пышные, объёмные, густые, средней длины

Существуют 2 подвида советских тяжеловозных коней — Мордовского и Починковского конезавода. Первые отличаются компактными габаритами, в то время как вторые имеют довольно удлинённое, очень массивное туловище.

Характер

Животные советской породы обладают довольно мирным, спокойным, покладистым, уравновешенным нравом, и одновременно с этим достаточно энергичны, активны. Они редко проявляют агрессию, не брыкаются, могут ответить грубостью только на аналогичное поведение по отношению к ним.

При «общении» с лошадьми необходимо держаться спокойно и уверенно, не повышать голос при подаче команд и, тем более, не кричать. Благодаря своему миролюбивому нраву эти тяжеловозы легко привыкают к хозяину, быстро адаптируются к новой обстановке и условиям содержания. Способны работать как под седлом, так и в упряжке.

Сфера использования

Основными функциями лошадей тяжеловозных пород являются транспортировка грузов и осуществление определённых с/х работ. Впрочем, сфера применения советских «тяжей» на этом не исчерпывается, ведь их используют и для таких целей:

  1. В качестве ездовых лошадей в туристической сфере и для проведения учебных занятий по конным наездам.
  2. Для упряжки экипажей.
  3. Для производства молока. В среднем кобылы этой породы в год способны давать около 2700 л молока. Существуют даже рекордсмены, годовой удой которых составляет свыше 4000 л молока.
  4. Для усовершенствования качеств местных непородистых коней. В некоторых районах тяжеловозов скрещивают с лошадьми местного типа для получения мясных гибридов, отличающихся высокой продуктивностью.

Достоинства и недостатки

Как и другие кони, представители тяжеловозной советской породы имеют ряд достоинств и недостатков.

  • Плюсы тяжеловозной советской породы:
  • отличная адаптация к условиям внешней среды, а также возможность разводить животных в регионах и с тёплым, и с холодным климатом;
  • спокойный, уравновешенный нрав;
  • неприхотливость к питанию и к условиям содержания;
  • высокие качества выносливости и грузоподъёмности;
  • сохранение работоспособности на протяжении довольно длительного времени — около 25 лет;
  • продуктивное долголетие — некоторые кобылы способны производить малышей после достижения 20-летнего возраста, а жеребцов-производителей можно использовать до 25 лет;
  • высокие показатели продуктивности молока;
  • быстрый рост и интенсивность развития жеребят;
  • универсальность в использовании коней.
Читайте также:
Уздечка для лошади — виды, строение, изготовление своими руками

Существенных недостатков порода лишена. Как уже упоминалось выше, у некоторых представителей могут встречаться косолапость и саблистость конечностей, которые, впрочем, не влияют на рабочие качества животного.

Содержание в домашних условиях

Итак, советские тяжеловозы легко адаптируются к условиям окружающей среды и довольно неприхотливы в содержании. Однако для полноценного развития и высокой работоспособности этим лошадям необходимо обеспечить комфортные условия и должный уход.

Конюшня

Советских тяжеловозных лошадей, как правило, содержат в специально обустроенных конюшнях, которые должны отвечать следующим требованиям:

  1. Минимальный размер денника: 3,5×3,5 м, не меньше 4 кв. м, высота потолка не менее 3 м.
  2. Напольное покрытие: пол рекомендуется организовать бетонный, глинобитный или цементный. В последнем случае необходимо дополнительно установить настил из древесины толщиной до 5 см.
  3. Настил: в качестве настила лучше применять солому, опилки, торф, опилочно-торфяную смесь.
  4. Вентиляция: наличие вентиляции в конюшне является обязательным условием содержания животных. Самой практичной и выгодной считается приточно-вытяжная система. Однако при этом нужно следить за тем, чтобы в помещении отсутствовали сквозняки, поскольку они негативно влияют на общее самочувствие лошадей.
  5. Освещение: тяжеловозам необходимо обеспечить 16-часовое освещение, и для этого устанавливают дополнительные источники света с интенсивностью 160–200 люкс.
  6. Поилки и кормушки: посуда для кормления и питья должны быть изготовлена из безвредных, нетоксичных материалов, например, пластика, ПВХ, нержавеющей стали, алюминия. В качестве поилки подойдёт обычное питьевое ведро из пищевого пластика или специально изготовленная автопоилка. Кормушки следует монтировать на высоте 70–80 см от пола, а ведро с водой устанавливать непосредственно на пол.

Лошади способны прекрасно переносить морозы и могут содержаться в помещениях без отопления. Их основными врагами считаются сквозняки, повышенная влажность воздуха и долгое пребывание под прямыми солнечными лучами. Жару эти кони переносят хуже, нежели морозы, поэтому в знойный период нуждаются в дополнительном купании, обливании водой и т. п.

Ежедневного ухода требуют копыта лошади, её зубы и шерсть. Следует каждое утро или вечер очищать шерстяной покров животного, расчёсывать гриву и хвост, вычесывать из них инородные предметы и грязь — в противном случае могут завестись паразиты.

Рекомендуется проводить визуальный осмотр копыт на наличие инородных тел, к примеру, камешков, сучков, ракушек. Также нужно очищать ноздри лошади от разного рода мусора, осматривать ротовую полость и зубы на предмет механических повреждений.

Неприятный запах изо рта должен насторожить коневода, поскольку может свидетельствовать о развитии воспалительных процессов. Зубная эмаль должна быть целостной, без сколов и трещин, дёсна — розовые, без кровоподтёков.

Видео: как правильно ухаживать за лошадью

Помимо гигиенического ухода следует регулярно осуществлять ветеринарный осмотр и проводить плановую вакцинацию. Такие профилактические меры позволяют предупредить развитие различных заболеваний и поддерживают здоровье животного на должном уровне.

Уборка в хлеву

Для организации «быта» для советских тяжеловозов очень важно проводить регулярную уборку конюшни. Каждый день необходимо убирать и очищать денник, кормушку и поилки. Также ежедневно следует проводить замену мокрого подстилочного материала.

Кормление и вода

Рацион советских тяжеловозов должен быть питательным, хорошо сбалансированным по витаминам и минералам. Особенность лошадей данной породы заключается в том, что они продолжительный период могут питаться грубыми или «подножными» кормами. Однако для поддержания крепкого здоровья и высокой продуктивности рекомендуется в ежедневное меню животного включать следующие компоненты:

  • овёс или ячмень — около 6 кг;
  • концентрированное питание — не более 2 кг;
  • сено — 6–7 кг;
  • сочные корма — 2 кг;
  • мелко измельчённая солома — до 0,5 кг.

В «меню» рекомендуется включать отруби, свежие корнеплоды, в частности, морковь, свёклу. В летнее время идеальным кормом для лошадей считается сочетание свежей пастбищной травы с концентратами. Обязательным продуктом в питании тяжеловозов является соль. Как правило, кормят животных до 5 раз в сутки.

Хорошо если в конюшне обустроены автопоилки и есть постоянный доступ к жидкости. Вода в поилках не должна быть слишком холодной, оптимальной считается температура +20 °С.

Советские тяжеловозы — высокопродуктивные, сильные и крепки лошади, которые обладают прекрасными рабочими качествами, выносливостью, спокойным, уравновешенным характером, при этом неприхотливы в уходе, кормлении и содержании.

Многие из представителей породы принимают участие в международных конкурсах и выставках, применяются не только по своему прямому назначению — перевозке грузов, но также используются для производства молока и усовершенствования другого непородистого лошадиного поголовья.

Читайте также:
Лошади тяжеловозы приобретение и содержание

Описание лошадей породы советский тяжеловоз

Полезное домашнее животное, друг, отличный работник — советский тяжеловоз подойдет под каждое из этих описаний. Крупная энергичная лошадь стала незаменимым помощником в сельском хозяйстве, по популярности обойдя даже своих прародителей.

История происхождения

Порода была зарегистрирована в 1952 году, но формирование началось еще в 19 веке, когда из Европы в Российскую империю были завезены брабансоны — мускулистые высокие тяжеловозы. Они обладали существенным недостатком — не были приспособлены для жизни в суровых условиях России. Кроме того, у привезенных брабансонов было рыхлое телосложение. Отечественные жеребцы тоже обладали похожим недостатком и страдали от мокрецов. Было решено путем скрещивания брабансонов и сильных местных лошадей, приспособленных к холодам и влаге, вывести совершенно новый вид, который удовлетворял бы все потребности селекционеров.

В 10-20-х годах XX века селекционная работа была остановлена. Табуны свободно выпасались на территории Починковского и Мордовского конезаводов. Скрещивание проходило без контроля и вмешательства человека. В результате к середине 30-х годов начали появляться лошади с выраженными чертами новой породы. Советские биологи возобновили работу по улучшению родословной тяжеловозов, чтобы закрепить характеристики.

Благодаря стараниям зоотехников и ученых, особенно Д. А. Кисловского и А. И. Анцина, страна получила советских тяжеловозов — породу лошадей, обладающую лучшими качествами своих предков и значительно их превзошедшую. По этой причине надобность в импорте брабансонов быстро отпала, а на отечественных конных заводах начались усиленные тренировки молодняка.

Внешний вид советского тяжеловоза

Внешне животное выглядит достаточно приятно: пушистая грива, обвислость крупа, характерная для тяжелоупряжных пород лошадей. Масть — гнедая или рыжая с оттенками. От скаковых разновидностей коня отличают массивные короткие ноги, недлинная шея, округлый изгиб в спине, густая растительность и толстая кожа.

Тяжеловозы действительно уникальны. Жеребенок, быстро растущий и набирающий вес, уже к 2,5 годам готов к трудным работам с нагрузками, достигающими нескольких тонн. Хотя по возможности все же рекомендуют выжидать до 3-летнего возраста.

Вся сила тяжеловоза — в раздвоенном крупе, чуть опущенном вниз. Благодаря ему, а также мощному крестцу, бедрам и задним копытам, эта лошадка делает то, что не под силу многим другим.

Такие особенности анатомии сказываются и на здоровье животного — зачастую наблюдается косолапость, которая никак не сказывается на производительности труда.

Экстерьер

Важнейшими параметрами экстерьера советской тяжеловозной лошади являются строение чресла, крупа и задних ног. Основные характеристики:

  1. Конь обладает рыжей или гнедой мастью, хвост и грива пышные, густые. При сохранившейся от предков мускулатуре и костяке, лошадь имеет сухую конституцию, что является значительным преимуществом перед родителями-брабансонами.
  2. Голова средняя, пропорциональная, ноздри широкие, уши иногда обвисшие, низкая холка, выходящая из средней длины мускулистой шеи.
  3. Широкая грудная клетка, ровная поясница, спина — пригодная для установки седла. Круп — немного опустившийся, что повлияло на внешний вид советского тяжеловоза. Это позволяет лошади перевозить многотонные тяжести.
  4. Сухие мускулистые ноги и крепкие копыта, обросшие щитки.

Размер

Представители породы считаются массивными тяжелоупряжными лошадьми благодаря особенностям экстерьера, росту до 170 см и весом до 1 тонны. Советские тяжеловозы превосходят других по скорости развития и набору веса, по этой причине в мясном производстве они не имеют себе равных. Годовалое животное весит около 500 кг. Для выкармливания такого детеныша кобыла выделяет в среднем 3 тысячи литров молока за весь период лактации. Это позволяет использовать породу для производства кумыса.

Особенности характера

Русские тяжеловозы не отличаются буйным нравом или чрезмерной вспыльчивостью. Они спокойны, характер проявляют редко — идеальные рабочие лошадки. Особого дружелюбия животные не демонстрируют, так как во время разведения упора на эту черту не делали.

Людей больше интересует то, какой вес советский тяжеловоз сможет поднять, нежели его общительность и игривость. Но заводчики, использующие коней для катания туристов или детей, конечно, отбирают самых покладистых особей.

Разновидности породы

Основная часть поголовья тяжеловозных коней была размещена на Починковском и Мордовском конезаводах. Там проводили тренировки, выводили свежий молодняк, предназначавшийся специально для транспортировки тяжелых грузов в сельскохозяйственных целях.

Видимо, разные условия проживания и подходы к селекции стали причиной появления двух разновидностей одной породы, каждая из которых обладала свойственными только ей различиями.

  1. Лошади, разведенные на Починковском заводе, стали наиболее типичными представителями тяжеловозных пород. У них большая масса тела, вытянутый корпус, длинные ноги.
  2. Кони, выведенные на Мордовском конезаводе, имеют остаточные качества английских предков — компактный скелет.
Читайте также:
Конный плуг как лошадь пашет землю

Правильное содержание

Советский тяжеловоз — относительно неприхотливая порода, не требующая сложного ухода. Особи имеют желудок малого объема, поэтому их питание строится из 4–8 суточных приемов пищи. В рацион включают ячмень, отруби, овес, соль, жмых. Для разнообразия в кормовую базу вводят сено из разных трав, сырую морковь и свеклу.

Обустройство конюшни под тяжеловоза стандартное: кормушка из качественных материалов, освещение в течение 16 часов, подстилка из соломы, наличие вентиляции.

Грамотный уход за конем предполагает ежедневное вычесывание, очистку кормушки и поилки. Осмотр копыт, зубов и чистка ноздрей — важные процедуры. В случае обнаружения симптомов заболеваний следует немедленно обратиться к ветеринарному врачу.

Советский тяжеловоз — удивительное животное, способное к транспортировке больших грузов. Содержать такую лошадь выгодно и с экономической, и с хозяйственной стороны. Кормление не требует особых изысков, уход — стандартный. В ответ на заботу владелец получает от животного рекордные результаты в работе. Интерес к советскому тяжеловозу актуален до сих пор — лошадей используют для получения молока, мяса и улучшения характеристик других пород.

Советский тяжеловоз — история возникновения породы лошадей, внешний вид, развитие в наши дни

Автор: · Опубликовано · Обновлено

Лошади породы Советский тяжеловоз занимают важное место в развитии хозяйственной деятельности человека. Этот вид животных с древних времен помогал людям осваивать новые территории, участвовал в сельскохозяйственных работах, спасал жизни, был в Великих сражениях. За много веков было создано огромное количество самых разнообразных пород лошадей, имеющих различные направления продуктивности. Тяжеловозные породы заняли свои места в промышленном развитии страны. Советский тяжеловоз является одной из юных пород в этом направлении. В процессе развитие люди пытались заменить человеческий труд на машинный. Но, к сожалению, всё это происходило не так быстро, как хотелось бы. И именно тогда, во времена, когда производство требовало большого развития, нужны были такие лошади.

Возникновение породы

На территории Мордовии, на юге Нижегородской области имеется территория, где леса соприкасаются со степями. Жители тех мест нуждались в лошадях, которые имели бы хорошую рабочую силу и тяговую мощность. Это было необходимо для того, чтобы возить лес, который имел весьма существенный вес. Такая работа была тяжелой. К тому же необходимо было проводите распашку под сельскохозяйственные посевы. Средняя статистическая лошадь, которая была тогда у крестьян не подходила для таких тяжелых работ. Поэтому актуальным для тех мест было создание упряжной лошади, имеющей крупные объемы тела, большую силу, которая зависела от массы животного.

Тогда на территории Нижегородской области в основном преобладали чистокровные лошади и пришедшие с реки в Тамбовской области их родственники, которые были скрещены с местными породами лошадей. Их было просто выращивать и разводить, так как имелось достаточное количество кормов. В конце 19 века на территорию Мордовии стали заводить породы лошадей прямиком из Европы. Как правило, это были Суффолки и Брабансоны. Лошади обладали поистине гигантскими размерами. Высота в холке достигала 180 см. Поэтому за основу в дальнейшем разведении советских тяжеловозов были взяты именно эти лошади.

Но, как выяснилось, брабансоны не были и не имели способность к акклиматизации на русской земле. Конституция тела была рыхлой. В процессе их пребывания на территории Мордовии происходило скрещиванием жеребцов барбансонов с местными кабылами, потомство которых было меньшего размера, но с более крепкой конституцией тела. Когда началась Гражданская война из Европы перестали завозить племенных животных. Поэтому оставшиеся кони были на территории Нижегородской области и Мордовии. В результате внутри табуна было самопроизвольное скрещивание, которое никто не контролировал. И в середине тридцатых годов начали появляться жеребята, имеющие устойчивый породный признак. Такая ситуация позволила селекционерам провести работу, чтобы закрепить полученные признаки. Но из-за военных действий, официально оформить новую рабочую породу не удалось. Завершить процесс оформления и признать породу удалось в 1952 году, тогда же она и получила название Советский тяжеловоз. Через 9 лет селекционеры вновь попытались скрестить советскую тяжеловозную порода с брабансонами. Было закуплено 3 племенных лошади.

Двух самцов поместили на Починковский завод и одного на Мордовский завод. В результате данный эксперимент обернулся неудачей. Получившийся молодняк имел рыхлость и некрепость конституции тела. Они были грубыми, что соответствовало породным качествам брабансоновской породы лошадей. Как раз с этими качествами и боролись долгие годы. В 1987 году провели повторный опыт, который также закончился ничем.

Читайте также:
Каков средний вес лошади взрослой?

Описание породы

Как только смотришь на фотографию этой породы лошадей, сразу понимаешь, что она относится к тяжеловозной породе. Способна выполнять сложные работы из-за того, что ее тело было приспособлено для этого. Имеет массивный внешний вид, область груди широкая, мощные мышцы в передней части туловища. Голова среднего размера, также имеет хорошо развитые мышцы и широкие ноздри. Уши прямые, небольшие, однако есть лошади, у которых они висят. Область холки практически не выражена. Шея постепенно переходит в обвисшую спину, которая прекрасно приспособлена для седла, хотя само животное не было создано для подобных целей. Важное значение для оценки животного и его способности к тяжелым работам, это строение крупа и задних конечностей.

Данная порода имеет всё необходимое для этого. Поясница широкая переходит в обвислый раздвоенный круп. Бедренная часть короткая, завершается длинным скакательным суставом. Часто встречается наличие косолапости у лошадей данной породы, но на их работоспособность это не оказывает никакого влияния. Но для племенного разведения, как правило, эти животные не используются. Лошади породы Советский меринос являются одним из самых больших упряжных животных среди пород, созданных на территории Европы и России. Масса взрослого жеребца 900 кг масса кобылы 700 кг, высота в холке 1 м 55 см 1,7 м. Имеет свойственную брабансонам флегматичность, спокойный нрав, доброту. В процессе селекции они лишились оброслости на конечностях, что упрощает уход за животными. Но в подарок они получили густой хвост. Стоит отметить то, что лошади из Починковского и Мордовского конезавода имеют отличительные особенности. Мордовские лошади имеют более изысканный внешний вид, они активные, тело более короткое и они темпераментные. Лошади имеют поистине потрясающие тяговые качества, сравнимые с трактором. Им по силам справляться с сельскохозяйственными работами наравне с техникой. С данными лошадьми были проведены испытания в 1957 году.

Тогда жеребец на ипподроме в Тамбове смог тащить груз имеющий вес 23 тонны, на расстояние 23 м. Такой результат был поистине впечатляющим. Но если не стремиться к таким достижением то представитель советского тяжеловоза может тащить груз в 15 тонн. Для данных лошадей считается нормальными тренировки, на которых они должны пройти 2 км с весом 4,5 тонны. В результате скрещивания тяжеловоз приобрёл у местных пород резвость. С весом в полторы тонны груза животное может без затруднений двигаться рысью. Но для личного подсобного хозяйства такая лошадь не пригодится.

Стоимость содержания такого животного выйдет в приличную сумму, так как лошади имеют хороший аппетит, а выращивание становится затруднительным из-за больших габаритов тела. Лучше всего использования советского тяжеловоза в крестьянско-фермерском хозяйстве, если ведутся работы по транспортировке кормов, заготовке сена. Также животные используются и на больших сельскохозяйственных предприятиях. Например, чтобы помогать при обслуживании в больших комплекса по выращиванию разных видов животных.

Советский тяжеловоз в наши дни

Активное совершенствования и развития породы Советский тяжеловоз продолжалось вплоть до 1990 года. Лошади участвовали в выставках и соревнованиях не только на территории страны но и за рубежом. Но после того как СССР распался конезаводы стали испытывать сложности. Был риск полного и исчезновения данной породы лошадей. Количество маток сократилось в два раза, перестали вывести отбор молодняка.

На сегодняшний день в этой области картина стала лучше, так как на территории европейских стран порода ценилась и поэтому сохранилась. Сегодня имеется стабильный спрос на породу лошадей Советский тяжеловоз. Некоторые животноводческие предприятия также внедрили данную породу для обслуживания ферм с целью сокращения расходов на топливо. Племенное разведение тяжеловозов велось и Войковской области мордовской АССРЮ, Владимирской и Ярославской областях. Если есть желание купить лошадь породы Советский тяжеловоз с целью получить хорошую рабочую силу, то лучше обратить внимание на конезаводы Мордовии и Нижегородской области.

На сегодняшний день потребности в данной пароде мало. Проблема использования заключается в том, что персонал, который мог бы работать на лошадях такого типа нужно. Но есть любители, которые содержат этих лошадей так же их можно встретить на крупных хозяйственных предприятиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: